Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Category:

«ЧЁРНАЯ КНИГА» РУССКОГО РАЛЛИСТА. Избранные главы. Часть 1.

[...]

ГЛАВА 1. НАЧАЛО

Черная книга



«...Сквозь глухой ночной лес торопливо шел человек. В его черной штурманской сумке со следами пыли многих престижных гонок лежала бесценная Стенограмма – предмет вожделения многих сил и существ... Внезапно где-то слева и сзади отчетливо хрустнула ветка. Этот звук прозвучал в ночной тиши как пушечный выстрел. Человек беспокойно оглянулся и прибавил шаг. До ярко освещенных боксов команды оставалось всего 350 шагов, но их нужно было пройти по узкой и мрачной лесной тропинке...».

Отодвинул клавиатуру и задумался. Еще раз представил всю картину – ночь, лес, холод, человек. Что-то не так. Что-то мешало сочинять сказки для взрослых. Ах да. Тишины не было. Ночной лес трещал генераторами и гайковертами, сверкал сваркой. Команды готовили автомобили к завтрашней битве. Кто не был занят на работах, тот отдыхал. Слышался веселый гомон и песни. Кто-то к кому-то отправился в гости напрямик через лес и сугробы, радостно матерясь. Мистический настрой покинул нашего штурмана. У него просто замерзли уши, и он спешил на ужин в натопленный ресторан.

Действительность всегда превосходит любой вымысел. Нет ничего более величественного, потрясающего и фантастического, чем правда – правда о российском ралли, каким я его знаю.

Но ралли – «классические ралли», как их еще называют – бывают разные.

Р3К и Р1К. С чего начать?

Однажды, отвечая на вопрос моего друга Игоря Винокурова (Zynaps), я отправил ему такое письмо:

Дата: 15 ноября 2007 13:20

– На самом деле был план приобщиться к автоспорту. Не расскажешь вкратце, что для этого надо?

– Если кратко, то нужны машина и желание :)

Можно пойти в ралли. Ралли у нас есть т.н. «любительские» (третьей категории) и «боевые» (первой категории). В любительских можно участвовать на самых простых серийных автомобилях, что делает этот спорт очень доступным. Гонять на скорость там нельзя. Там главное – в точности езды по расписанию, поэтому это больше штурманские ралли, нежели пилотские. Их еще называют «бухгалтерскими». Надо уметь быстро считать на калькуляторе, не выпускать из рук секундомер и ориентироваться по легенде, куда ехать. Многим нравится такой «рак мозга», но лично мне это уже не интересно – развития тебя как пилота не происходит, а безопасность очень низка, т.к. такие ралли проходят по обычным дорогам среди потока машин, и в автомобилях нет каркасов и других систем безопасности. Плюс в том, что это дешево, доступно и годится для экзотического проведения выходных. Но одному нельзя – нужен штурман.

Боевые ралли – это уже гораздо интереснее. Кто не слышал про легендарное «Монте-Карло»? Они тоже открыты для всех желающих. Для их проведения перекрывают большие участки дорог. Надо ехать «кто быстрее», на скорость, а поскольку дороги всегда непростые, извилистые, скользкие и коварные – нужно быть хорошим пилотом и постоянно повышать свое мастерство. Безопасность на высшем уровне: без каркаса, «ковшей[1]», широких ремней, несгораемых комбинезонов и шлемов не пустят даже на старт. Ралли – самый сложный и интересный вид автоспорта, потому что в нем есть элементы любых других автомобильных дисциплин – и кольцевых гонок, и кросса, и ралли-рейда, и плюс что-то свое, неповторимое. Экипаж в ралли – это пилот, штурман и их автомобиль. Минусы заключаются в дороговизне этого дела. Хоть сколько-нибудь сносный боевой автомобиль стоит как новая иномарка. Его надо где-то хранить. Его надо обслуживать и ремонтировать, причем серийные запчасти и обычные автосервисы не подойдут – только специальные спортивные. Личная экипировка тоже не дешевая. Выходит кругленькая сумма, которая, к тому же, сильно зависит от скорости твоей езды на гонке! Зато о нас пишут в журналах, показывают по ТВ, то есть долю славы можно получить. Все чаще бывают ценные призы за победу, и есть шанс привлечь спонсора.

Разумеется, эта характеристика не исчерпывающая и далекая от хрестоматийных определений[2]. Тем не менее, несмотря на серьезные различия этих двух дисциплин и вечное взаимное недовольство «Р3Кшников» и «боевиков» друг другом, есть очень много общего именно в базовых, основополагающих вещах.

В отличие от любой другой дисциплины автоспорта, ралли проводятся на дорогах общего пользования. Только для ралли третьей категории (Р3К) на этих дорогах не перекрывается постороннее движение, а для ралли первой категории (Р1К) – перекрывается, но не везде, а лишь на трассах скоростных спецучастков.

Трасса любого ралли делится на круги, секции, дорожные сектора. На трассе ралли в определенном порядке находятся судейские пункты, начиная со старта и заканчивая финишем, на которые каждый экипаж должен являться строго в определенную минуту, согласно заданным в маршрутном листе временны΄м и скоростным нормативам. За отклонения от нормативов (опережение или опоздание) начисляется пенализация[3]. Экипажам выдаются Дорожные книги с описанием маршрута и расписанием движения, а также Контрольные карты, в которые судьями ставятся отметки о времени прибытия на судейские пункты. Движение по трассе ралли происходит строго в соответствии с правилами дорожного движения, кроме участков дополнительных соревнований.

На трассе любых ралли, кроме дорожных секторов, предусмотрены участки дополнительных соревнований, входящих в маршрут ралли, вот только эти соревнования – «допы» – в Р3К и Р1К разные. В Р3К используются дополнительные соревнования, не связанные с высокой скоростью: на регулярность движения, когда нужно соблюдать заданные организатором средние скорости на участке неизвестной протяженности, фигурное вождение (слалом) и тому подобные задания, которых придумано множество видов (РД, РУ, РГ, РДС, СЛ, СП[4] и пр.). В Р1К основным допом является СУ – специальный (скоростной) участок, который нужно преодолеть с максимальной скоростью. Для этого накануне дня соревнования участников Р1К обязывают ознакомиться с трассами спецучастков для записи скоростной стенограммы. Трасса Р3К, наоборот, для ознакомления не открывается, а маршрутные документы экипажи получают непосредственно перед стартом.

Разумеется, во всех видах ралли экипаж состоит из пилота (первого водителя), штурмана (второго водителя) и автомобиля. Межстартовый интервал между экипажами, процедуры старта, финиша, получения контрольных отметок на судейских пунктах, а также обозначения судейских пунктов на местности в Р3К и Р1К одинаковы. И, наконец, основными документами любого ралли являются Регламент и Маршрутный лист, а проведение ралли подчиняется Спортивному Кодексу и требует согласования как с Российской Автомобильной Федерацией, так и с местными органами власти.

В период 2004–2010 годов в России существовало несколько гоночных уровней, различных по организации, техническим требованиям и стоимости.

  1. Ралли третьей категории. Имелись (и имеются) как официальные «классифицируемые» соревнования, включенные в единый автоспортивный календарь России, так и не включенные в календарь, «неклассифицируемые» соревнования. До 2006 года на классифицируемых соревнованиях по Р3К можно было получать спортивные разряды вплоть до кандидата в мастера спорта. Считалось, что это самая первая ступенька в автоспорте, с которой можно шагнуть в старшие гоночные серии.
  2. Национальная гоночная серия Кубок клубного ралли (ККР, или попросту «клуб»). Вполне боевая гоночная серия, самая доступная и поэтому самая массовая как по числу участников, так и по количеству этапов в различных регионах страны. Для обеспечения восхождения Р3Кшников к боевым ралли имеет особый зачет «Стандарт». В нем участвуют только автомобили без каркасов безопасности. Зато в них допускаются самые широкие доработки. По сути, зачет дает возможность проехать на стандартном автомобиле по перекрытой трассе и со стенограммой. Только вместо СУ применяется РГ (финиш строго в секунду, определенную нормативом). Для безопасности и для соблюдения ПДД средняя скорость задается не выше 90 км/ч. В последнее время производится контроль скорости радарами, и за превышение экипажу грозит исключение. Также имеются «каркасные» зачеты с разделением по объему двигателя и типу привода. Считалось, что клуб – ступенька к Кубку России.
  3. Кубок России (КР). Одна из высших гоночных серий всей страны. В ней представлены автомобили как международных, так и национальных классов. Серия эта достаточно доступна и популярна, организация и трассы в ней лучше, чем в клубе. Достаточно сильна конкуренция. Экипаж должен быть хорошо подготовленным, чтобы не оказаться в аутсайдерах. Считалось, что успешное выступление в Кубке дает возможность подняться на уровень чемпионата России.
  4. Чемпионат России (ЧР). Высший уровень соревнований по ралли в нашей стране, имеющий международный статус.

Поэтому, хотя бы в теории, Р3К и Р1К были звеньями одной цепи, привлекая в автоспорт широкие массы участников и поэтапно совершенствуя их спортивное мастерство.

Любой человек, который хочет попробовать свои силы в автоспорте, в первую очередь задает вопрос: «С чего начать?» Для этого существует множество путей, от картинга до спортивных автошкол, и выбор, в конечном счете, зависит от ваших желаний и возможностей. Я же попытаюсь сказать несколько слов в пользу Р3К.

Так или иначе, для обучения автоспорту и для участия в соревнованиях обычно требуется затратить немало сил, времени и средств: приобрести спортивную экипировку, гоночную технику, регулярно посещать тренировки и тому подобное. Любительское ралли лишено таких недостатков и позволяет заниматься им в любое время, когда удобно именно вам.

Чтобы принять участие в Р3К, нужно совсем немного.

Во-первых, автомобиль. Любой. Вся прелесть этого вида спорта заключается в том, что характеристики автомобиля практически не влияют на ваш спортивный результат. Поэтому часто в Р3К можно увидеть новейшую иномарку рядом со старенькими «Жигулями», специально подготовленную «спортивную» машину рядом с единственной в семье серийной малолитражкой, личный автомобиль рядом с аппаратом, взятым по доверенности или напрокат. Однако шансы на победу у всех равны. Единственное требование к автомобилю: он должен соответствовать общим техническим требованиям, которые установлены правилами дорожного движения, и иметь все необходимые документы, как обычный рядовой автомобиль.

Во-вторых, вам понадобится штурман. Лучше всего, когда есть друг, которого удалось заразить вашим энтузиазмом, и он согласился отправиться с вами на ралли. Для влюбленных пар, кроме всего прочего, ралли – это неплохой способ вместе поучаствовать в уникальном приключении и узнать друг друга с новой, неизвестной стороны. На роль ко-пилота могут подойти коллеги по работе или учебе, соседи по подъезду или по двору, интернет-френды или друзья по переписке – лишь бы они увлеклись вашей идеей. А если вам не удалось найти напарника среди друзей и знакомых, то это всегда можно сделать на профильных интернет-ресурсах, посвященных Р3К.

Единственный предмет спортивной экипировки, который вам потребуется – это жесткий шлем. Как правило, достаточно мотоциклетного или картингового шлема. На некоторых соревнованиях, бывало, участникам разрешали горнолыжные и велосипедные шлемы, и даже строительные каски.

Укомплектовав таким образом ваш экипаж, можно приступить к поиску соревнования по Р3К, которое проходит в вашем регионе в удобное для вас время. Лучший помощник в этом – интернет. И если вам не удалось сразу найти нужную информацию на официальных сайтах, то существуют форумы и конференции неформального общения спортсменов, где можно задать волнующие вас вопросы и получить грамотные ответы.

Выбрав соревнование, нужно ознакомиться с правилами, по которым оно проводится. Обычно все нужные документы публикуются организатором соревнования в интернете, поэтому найти их несложно. Уделите внимание расписанию соревнования, так как многие мероприятия начинаются задолго до старта – например, административная и техническая проверки, на которые должен явиться представитель от каждого экипажа. Новичок может извлечь для себя большую пользу на этом этапе, потому что здесь можно вживую поговорить с опытными спортсменами, с организаторами соревнования, задать им вопросы, попросить совет. Будьте уверены – вам не откажут в помощи. Гонщики любят, когда их спрашивают.

Помимо живого общения весьма полезно почитать шпаргалки, вопросы-ответы и прочие памятки для пилотов и штурманов, великое множество которых создано бесчисленными поколениями Р3Кшников. Эти материалы также публикуются в интернете и полезны тем, что простыми запоминающимися словами дают схему правильных действий в ходе соревнования, ибо сложные правила имеют свойство вылетать из голов не только новичков, но даже опытных спортсменов.

Теперь не забудьте часы с секундомером и помните: ваша победа заключается в точности выполнения расписания и временны΄х нормативов. Следите за временем и старайтесь не опаздывать и не спешить! Вам осталось вовремя прибыть на старт ралли и постараться просто спокойно финишировать. Первое ралли – удовольствие незабываемое и, увы, неповторимое.

Разумеется, другие способы вхождения в автоспорт тоже имеют право на существование, но если вы простой человек «из народа» и не располагаете ресурсами большой гоночной команды, то нет ничего лучше, чем начать вашу спортивную карьеру с Р3К. Это даст вам бесценный технический и соревновательный опыт, который не только позволит сделать уверенный шаг на следующие ступеньки спортивной лестницы, но и пригодится в повседневной жизни. Ниже этому приведено немало доказательств.

[...]



[1] «Ковши»: жесткие гоночные кресла анатомической конструкции.

[2] Более научные описания можно посмотреть на интернет-сайтах, посвященных ралли, например: «Любительские ралли в Москве» (http://www.rally.msk.ru/), «Автоспорт» (http://www.avtosport.ru) в  разделе «Ралли», ALM Rally Team (http://www.almrally.ru/) в разделе «Все о ралли», др.

[3] Пенализация: штрафное время.

[4] «РД» – регулярность движения, «РУ» – режимный участок, «РГ» – режимная гонка, «РДС» – РД совмещенный, «СЛ» – слалом, «СП» – спринт.



Tags: Мемуары, Ралли, Реклама
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author