Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

«ЧЁРНАЯ КНИГА» РУССКОГО РАЛЛИСТА. Избранные главы. Часть 4.

[...]

«Поле боя» – трасса ралли.



Как уже было сказано выше, ключевыми в ралли первой категории являются специальные (скоростные) участки. Именно здесь автомобили несутся со всей возможной скоростью, показывая чудеса пилотажа на крутых виражах и трамплинах. Именно здесь разгорается борьба за секунды и решается судьба призовых мест. Именно сюда стремятся зрители и болельщики. И хотя это только часть маршрута ралли, именно к спецучасткам спортсмены относятся с предельным вниманием. А характеры у спецучастков настолько же разнообразны, насколько разнообразны географические регионы и соревнования, проводимые в них из года в год.

Несколько слов о некоторых из них.

Ралли «Пено» фактически подарено отечественному спорту бизнесменом Сергеем Успенским, заслуженным мастером спорта, 13-кратным чемпионом России по автоспорту, первым вице-президентом Российской Автомобильной Федерации. Именно он открыл эти дороги в глуши селигерской тайги, договорился обо всем с местной администрацией, неоднократно поддерживал организацию гонки деньгами. У самого Успенского огромные владения в этих местах, охотничьи хозяйства и усадьба, поэтому выбор места не случаен. Трудно переоценить значение этого человека как для ралли «Пено», так и для российского автоспорта в целом.

Трасса ралли чем-то напоминает знаменитые «трехмерные» карельские гонки, изобилует неожиданными перегибами и поворотами. Много общего с Карелией и в окружающем таежном ландшафте. «Пено» – главным образом зимняя гонка со снежно-ледовым покрытием. Пожалуй, это самая быстрая гонка в России. Здесь средние скорости достигают 144 км/ч (в 2010 году у Патрика Флодина).

Также несколько раз проводилось осеннее грунтовое «Пено», приходившееся на прекрасную золотую осень. Как пошутил Александр Нахапетов, спортивный журналист и фотограф, для полного комплекта не хватает только асфальтового «Пено».

«Пено» – чемпионатская гонки. Только дважды, в 2007 и 2008 годах, к осеннему «Трофею Пено» присоединяли клубный канал.

Глухие дикие леса, маленькие деревеньки по берегам многочисленных озер, извилистые дороги, удобный доступ, романтика ралли и путешествий – все это сделало ралли «Пено» одной из самых любимых моих гонок. Много лет с удовольствием приезжал сюда судьей или в составе боевого экипажа, или зрителем. Теперь приезжаю в эти края просто так, отдохнуть.

Трасса ралли «Гуково» является искусственно построенной дорогой в степи. В него включено огромное разнообразие элементов: самое большое в стране количество трамплинов, речные броды, степные участки, карьеры, выходы каменистых пород, железнодорожная ветка и часть кроссовой трассы. В сухую погоду гонщикам не дают скучать пыль и песок, а в дождливую – непролазная грязь. Ралли проводится только летом: в июле – кубковый «Вираж», и в августе – чемпионатское «Гуково». Температура воздуха в дни соревнований редко опускается ниже 40 градусов жары.

Это самая тяжелая гонка для автомобилей. Двигатели перегреваются, резина изнашивается на глазах. На каждой секции производится замена воздушных фильтров, так как они быстро забиваются песком. После ралли «Гуково» обычно перебирают моторы из-за попадания в них воды и песка. При подготовке тщательно создают водную защиту моторного отсека, изолируют электрические соединения и защищают воздухозаборники от попадания воды.

Гонка нелегка и для экипажей. Температура в кабине достигает +70 градусов. Чтобы в салон не попала пыль или грязь, а также для безопасности при ударах, окна автомобилей держат плотно закрытыми, а салонную вентиляцию включают на максимум. Чтобы помочь двигателю охлаждаться, открывают горячий кран печки, и раскаленный воздух наполняет салон. Всю гонку надо проехать в плотном несгораемом белье, толстом комбинезоне, несгораемых обуви и перчатках, а также в тяжелом плотном шлеме. Нужно ли говорить, что после ралли «Гуково» гонщики худеют на десяток килограммов?

Несмотря на эти трудности, а также на бедность инфраструктуры района, участники с радостью выходят на старт этого ралли. Ее неповторимая трасса притягивает, завораживает и манит.

Ралли «Бородино» и ралли «Победа» были одними из популярнейших клубных ралли, пока их не «попросили» из Можайского района Московской области в 2008 году. С тех пор настолько близких к Москве боевых ралли не существует.

«Бородино» впервые состоялось как зимняя гонка в декабре 2004 года. В последующие годы она проводилась как осенняя грунтовая гонка по очень ровным грейдерам, покрытым щебенкой.

«Победа», как клубная гонка, появилась также в 2004 году, а с 2005 года стала проводиться в Можайском районе. Уже много лет она проводится в День Победы. Покрытие – чистый асфальт, и только в 2008 году был эксперимент со сменой покрытия в ходе гонки: первая секция асфальт, вторая секция – гравий.

Многие считали данные соревнования неинтересными, так как дороги прямые и очень широкие, поворотов мало, все решает не мастерство, а мощность моторов. Но эти гонки были любимы: 90–100 экипажей на старте. А сколько было зрителей вдоль трассы – и не сосчитать.

Неповторимый колорит обоим соревнованиям придавала враждебность местных дачников – москвичей. Игнорировать меры безопасности и выезжать на трассу ралли в ходе гонки, практически под колеса боевым экипажам считалось, наверное, делом чести. Мы встречались с хамством, снобизмом и другими проявлениями недовольства. Помнятся и совсем дикие выходки: в спортивные машины кидали камни, подбрасывали на дороги бревна и доски с гвоздями. Хотя от раллистов в дни проведения соревнований было не больше неудобств на дорогах, чем от простых машин в обычные дни, однако дачники завалили районную администрацию кляузами, привлекли московские связи и добились своего.

Несмотря на это, подмосковные ралли всегда воспринимались как большой праздник. Рукой подать от Москвы, множество друзей и знакомых, прекрасная погода – да, мы ездили сюда как на праздник, и ни разу не обманулись в своих ожиданиях.

О ралли «Ростов Великий» хорошо сказано ниже, в отчете о соревновании. Это – песчаные карьеры, а карьеры большинство гонщиков не любит. Единственное, ради чего стоит ехать на ралли «Ростов» – это знаменитый Сильницкий трамплин. Заброшенная церковь около деревни Семенково, ориентир по дороге к трамплину, с каждым годом разрушается все больше. В 2009 году крест с ее колокольни окончательно обвалился. Стоит добавить пару грустных слов о самом Ростове Великом. Вот запись, датированная 07 октября 2008 года:

«От провинциальных городов остается гнетущее впечатление пустоты, заброшенности и глубокого захолустья. Ростов Великий, Рязань, Муром – бывшие великие города древнерусских князей превратились в захолустные, забытые всеми провинциальные городки. Ветер дует в безлюдных просторах. Остатки некогда грозных крепостных валов поросли лопухами, среди которых осыпаются церковные постройки царских времен и общественные развалины построек времен советских. Безлюдные музеи среди бескрайних пустынных пространств. Убогие деревянные домишки вокруг прилизанного современностью «исторического центра». Похоже, что жизнь людей не изменилась с XIX века, как ее запечатлел на своих полотнах Васнецов, а может быть – века с XV. Развалины епископских, монастырских и митрополичьих подворий XVIXVII вв., которые пришли в запустение еще 200 лет назад, в «просвещенное» царское время, и похоронившие под собой остатки русских древностей».

Последнее относится к Ростову. Реликтовое ледниковое озеро Неро, зараженное канализационными стоками, дополняет картину.

Отдельная тема – Псковские гонки. Все-таки, на мой взгляд, ралли Северо-Запада по качеству дорог и уровню организации гораздо больше приближаются к зарубежным показателям, чем ралли Центра. Там и жители более западные, и дороги хорошие. Эти ралли по духу очень близки к латвийским и эстонским ралли. А ведь многие советские мастера спорта по ралли были родом из Прибалтики.

В одной только Псковской области имеется три района по проведению ралли: Струги Красные на северо-востоке от Пскова, Палкино на юго-западе от Пскова, и Пустошка – Великие Луки на юге от Пскова. В каждом районе есть целая сеть прекрасных гравийных дорог, предоставляющих широкие комбинации спецучастков для первоклассных ралли. Полотно дорог очень ровное и широкое. Характер трассы бывает более или менее извилистый, но всегда очень скоростной и похожий на настоящие западные трассы. Древнерусские былинные ландшафты, украшенные всхолмленными полями, лесистыми пригорками и строениями из ледниковых валунов, придают гонкам особое настроение.

Но подлинные раллийные трассы со снежным или грунтовым покрытием в России есть только в Карелии. Уникальный лесисто-озерный ландшафт, родственный Финляндии, придает дорогам неповторимую «трехмерность», то есть непередаваемые изгибы полотна дороги во всех трех измерениях. И в Финляндии, и в Карелии проводятся лучшие ралли разных уровней. Среди спортсменов считается, что, не выступив здесь, нельзя стать полноценным раллистом.

Центром автоспорта в Карелии является город Лахденпохья. Раллисты называют его «Ландохой», а еще существует вариант для запоминания: «London poh ya», что можно перевести как «Лондон нам безразличен». Зимнее ралли называется «Яккима», летнее – «Белые ночи». Соревнования проводятся во всех гоночных сериях: и в чемпионате России, и в Кубке, и в клубном ралли.

Как и в Финляндии, ралли в Ландохе очень скоростные, техничные (то есть требовательные к стенограмме и пилотажу), популярные и «прыгучие». Здесь нет такого неимоверного количества трамплинов, как в Гуково. Зато с карельских трамплинов автомобиль летит по воздуху не один десяток метров. Особенно известен трамплин на СУ «Ристилахти», названном в честь близлежащего озера.

Другой известнейшей гонкой Северо-Запада является ралли «Выборг», которое в 2009 году стало этапом международной гоночной серии IRC[1]. Те или иные спецучастки этого ралли используются во многих других гонках региона.

В целом, Карелия и Ленинградская область в плане ралли в чем-то сходны с Псковской областью: много соревнований, много раллийных дорог, хороший уровень организации.

Настоящей жемчужиной российской раллийной короны является Краснодарский край с его неповторимыми горными ралли. Только здесь проводятся подлинные асфальтовые ралли по горным серпантинам – в Центре и на Северо-Западе гор нет. Ралли «Туапсе» по праву считается наилучшей асфальтовой гонкой страны, обойдя даже ралли «Сочи» как по качеству спецучастков, так и по уровню организации. Легендарное ралли «Новороссийск», проводящееся только в статусе чемпионата России и международного соревнования (кандидат WRC[2], этап Кубка Восточной Европы, др.), мечтает хоть раз преодолеть каждый российский гонщик. Ралли «Горные вершины» вообще не имеет аналогов. Несмотря на его по-настоящему горный характер и перепады высот по пятьсот метров, оно проходит по закрытой ведомственной дороге вдоль трассы газопровода, а это – идеального качества широкий грейдер. Это – скорость и отчаянность, иначе победы не видать.

Да, при описании южных ралли невозможно удержаться от превосходных степеней. Отличительной чертой здесь является прекрасная организация гоночного процесса с учетом всех мелочей. Только на Юге ралли пользуется широчайшим общественным признанием, поэтому здесь больше зрителей, чем в любом другом регионе страны. Здесь неизменно самые массовые рекламные кампании и самое полное освещение ралли в средствах массовой информации. Здесь всегда самая горячая поддержка местных властей и самый лучший общественный порядок в дни соревнований. Здесь ралли всегда сопровождается концертами и фейерверками.

Добавьте сюда чудесное море, солнце и вино, и вы не захотите отсюда уезжать.

Однако от Москвы до Черного моря минимум полторы тысячи километров, и это самая существенная причина, по которой на Юг попадаешь значительно реже, чем хочется. Очень велики накладные расходы по участию в южных гонках.

Зато с тех пор у нас (в основном у Константина) много знакомых в этих краях и разнообразные взаимовыгодные контакты с ними.

Не довелось мне побывать на Урале и Дальнем Востоке. Но обязательно нужно рассказать о «молодых» организаторах Нижегородских и Шуйских гонок. Начав с любительских ралли, в течение нескольких лет они непрерывно повышали свое мастерство и уровень проводимых ими соревнований. Классическое ралли, ралли-рейды, трофи-рейды, как клубного уровня, так и ранга Кубка России – вот неполный перечень их достижений. Несмотря на бедность инфраструктуры своих районов, неприспособленную для соревнований дорожную сеть и множество других проблем, организаторы на каждом этапе умели удивить участников какой-нибудь новинкой.

Считаю, что эти люди проявили себя более гибкими организаторами, чем корифеи Центра. В Нижнем и в Шуе на ралли есть, например, туалетные кабинки, торговые палатки, on-line трансляция соревнований, городские спецучастки, поддержка местных электронных СМИ (радио и ТВ) – все то, что отсутствует на ралли Центра. Плюс к этому – непрерывная работа по всестороннему улучшению качества соревнований, повышению их привлекательности для участников, чего зачастую не хватает корифеям.

[...]



[1] IRC: Intercontinental Rally Challenge.

[2] WRC: World Rally Championship, чемпионат мира по ралли.



Tags: Мемуары, Ралли, Реклама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Поклонный крест для избушки отшельника Тимофеюшки

    Итак, местоположение землянки отшельника Тимофеюшки было найдено. Все эти поиски затевались не просто так - мы хотели увековечить память этого…

  • Отчёт о проекте "Мотоцикл"

    Этот кусок жизни можно назвать отдельным проектом, который был начат и трудами и скорбями многими доведён до логического завершения. Это не чисто…

  • Ралли "Холмогоры 2020"

    21 ноября 2020 г. прошло дорожное ралли "Холмогоры 2020". "Дорожными" называют сейчас те ралли, которые в наше время были…

Comments for this post were disabled by the author