Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

«ЧЁРНАЯ КНИГА» РУССКОГО РАЛЛИСТА. Избранные главы. Часть 6.

[...]

Ралли «Горячий Ключ – 2008»



Оригинальное название: «Горячий Ключ, 22-23 марта 2008 г., ралли»

Дата публикации: 01 апреля 2008 11:40:00

Наша раллийная команда[1], готовясь к Кубку России по ралли сезона 2008 года, искала возможности провести асфальтовую тренировку в преддверии весенних асфальтовых ралли («Сочи», «Жемчужина Черноморья» и «Горные Вершины»). Находились и тут же отметались разные варианты, но благодаря личным знакомствам и горячей поддержке друзей был найден лучший вариант: ралли «Горячий Ключ»! Так мы попали в этот чудесный южный городок.

Вводная

Ралли «Горячий Ключ» – это «боевое» ралли для подготовленных по группам Р и N[2] автомобилей, и проводится по такой же схеме, что и Кубок. Формат несколько непривычен для спортсмена средней полосы: суббота-воскресение. Непривычна также форма трассы: не закольцованная, как всегда, а по одной дороге длиной 20 км в режиме «туда-сюда» с перерывами на ренорминг (уплотнение канала).

Всего в ралли три секции. Проезд к старту СУ-1 – стройной колонной под конвоем организатора от места торжественного старта – площади у здания Администрации в центре города. Первая секция состоит из одного СУ-1 длиной 12.6 км, фактически – половина дороги в сторону Горячего Ключа, «вниз» как здесь говорят. «Внизу» – 20-минутный сервис, затем единственный регруппинг, после чего старт 20-километрового СУ «наверх» к населенному пункту Транспортный. «Наверху» небольшой перерыв на ренорминг, затем 20 км «вниз». Снова сервис, и так еще раз. И только после этого заключительный сервис и торжественный финиш в центре города на площади у Администрации.

Покрытие трассы – асфальт, причем в идеальном состоянии. Только в одном месте край дороги был подмыт оползнем, и ремонт сузил ширину проезжей части.

В ралли приняло участие 32 экипажа, из них 23 «боевых» во всех зачетах и 9 в зачете ОЧКК[3] – по нашим понятиям, это «клубное» ралли с упрощенными техническими требованиями.

По регламенту, зачет в ралли могут получить только жители Южного федерального округа, что не помешало двум московским экипажам принять участие в этой интересной гонке.

Пятница, 21 марта

Летели самолетом из Домодедово в Краснодар большой компанией[4], механики ехали на техничке с прицепом. По прогнозам, погода на месте ожидалась холодная и сырая. Действительно, Краснодарская земля встретила дождем, но в воздухе уже чувствовался запах весны и южного тепла, заставляя уставших людей улыбаться и глядеть веселее. Взяв в аэропорту машину напрокат, мы отправились Горячий Ключ, до которого 55 км по трассе.

По телевизору говорили, что ЮФО развивается невиданными темпами, но увиденное поразило: все 55 км от Краснодара до Горячего Ключа словно шли по МКАД – шикарная новая многополосная трасса, вдоль дороги заправки и сервисы всех самых известных марок, кругом идут крупномасштабные стройки торговых и развлекательных центров, множество стильных автосалонов Lexus, Mersedes, Toyota и прочих Renault и Hyundai.

Сам Горячий Ключ оказался небольшим и очень уютным городком, который производит впечатление совершенно южного приморского города, хотя до моря отсюда 60 км. Везде ровный асфальт, город наполнен красивыми домами и коттеджами самой современной архитектуры, множество красивых деревьев и клумб с модными декоративными растениями. Повсюду исключительно чисто, множество молодежи, люди приветливы и радушны.

Весь состав команды размещался в трехзвездочной гостинице «Звездочка», номера по 1050 руб./сутки, можно заказать завтраки/обеды/ужины по желанию. При гостинице бесплатная парковка. К нам отнеслись очень радушно и доброжелательно, что весьма характерно для жителей Горячего Ключа. Прямо за калиткой гостиницы есть уютное кафе «Русь», где горит настоящий камин, очень вкусно готовят и очень быстро обслуживают по совершенно смешным ценам.

Суббота, 22 марта. Ознакомление

Отправившись с утра на завтрак в столовую санатория, мы неожиданно очутились среди шумной детской толпы и запаха пионерлагерской столовой. Придя в себя от наваждения и с аппетитом истребив очень вкусный и сытный завтрак, мы приступили к делам. На этот день запланированы ознакомление с трассой, административные и технические проверки. Кто-то из нас поехал встречать автовоз с боевыми машинами, а я решил пройтись пешком по улице Ленина до штаба ралли, который находился в здании Администрации.

Улица Ленина, центральная улица города, превращена в пешеходную зону почти на всем своем протяжении, и при этом очень красиво обустроена. Чистые дорожки, элементы парковой архитектуры и декоративные растения в строгом порядке так и зовут поверить, что ты на настоящем Юге, еще чуть-чуть – и выйдешь на приморскую набережную! Вот цветут плакучие ивы, прогуливаются нарядные девушки, свистят птицы, дождик уже не капает, и над городом поднимаются лесистые предгорья Кавказа...

На площади у штаба собрались все участники ралли. Многие из них наши хорошие знакомые. Со многими другими мы познакомились уже на этом ралли.

Произошла непредвиденная задержка с печатью дорожных книг, и порядок ознакомления был оперативно изменен организаторами[5]. Все участники колонной, под конвоем организатора, выехали на трассу. Организатор останавливал колонну участников в местах стартов и финишей СУ, а также на ретардере, и каждый имел возможность точно отметить эти позиции в своей стенограмме. Дальше мы могли ехать прописываться самостоятельно, организатор лишь предупреждал о необходимости не стартовать в обратную сторону без его отмашки.

Когда мы ехали в Горячий Ключ, то немного нервничали – какого характера дорога нас ожидает? Мы никогда еще не были на горных гонках и ни с чем не могли провести аналогию. И действительно: дорога Горячий Ключ – Хадыженск, трасса ралли «Горячий Ключ», не напоминала ни одну из известных нам трасс Центра или Северо-Запада.

По красивым невысоким горным отрогам, покрытым лиственным лесом и изрезанным горными ручьями и речками, вьется качественное полотно дороги, оборудованное знаками, столбиками, свежей разметкой и отбойниками в опасных поворотах. Много поворотов второй и третьей категории сложности, изломов профиля, ограничивающих видимость, коварных «шпилек»[6], но при этом дорога отнюдь не медленная. После гонки оба наших экипажа сошлись во мнении, что все повороты можно было смело прописывать на категорию меньше, потому что большинство поворотов проходилось даже без сброса газа.

«...Стрелки тахометров упирались в отсечку, коробки молили о шестой (или седьмой) передаче, как вдруг в эту симфонию врывалась связка поворотов типа «шпилька», заставляющая за считанные метры сбивать скорость с двухсот до шестидесяти, кидать машину в агрессивные виражи и бесстрашно искать границы дозволенного. Пожирая дорогу, торжествующе пел сухой слик[7], нагретый до рабочей температуры, напрягались все мышцы тела, силясь справиться с невероятными боковыми перегрузками...»

На ознакомлении мы еще не знали, что будет ТАК.

Трасса отчетливо делится на две части. От Горячего Ключа первые 13 км – очень быстрые, повороты первые и вторые, немного третьих (с подсбросом газа) и всего пара опасных связок. Собственно, это вся протяженность СУ-1, на котором лидеры на машинах N4 показали среднюю скорость выше 160 км/ч[8], несмотря на тройной ретардер!

Далее к Транспортному расположено гораздо больше опасных связок, зигзагов и шпилек, например: 150 !! P1xL5 вниз 30 !! P4-6 вверх 50 L4 через трамплин 100[9]! Нередки места, где нужно оттормаживаться «в пол» после прямика на спуске и попадать в поворот 3-4 категории с отрицательным уклоном[10]. Все это заставляло поволноваться наш молодой экипаж.

Зато приезжая «наверх», в н.п. Транспортный, мы оставляли машину на обочине и любовались открывающимся видом. Горы здесь невысокие, но очень живописные. Свинцовое небо и не успевшие зазеленеть леса лишь подчеркивали суровую и тревожную красоту этих мест.

...Закат застал нас у штаба ралли. Дождя уже не было, дороги высохли, сквозь разрывы туч, признавших поражение, проглядывало солнце, и его теплые усталые лучи гладили наши обветренные лица.

Воскресение, 23 марта. Ралли

Великолепная организация ралли, помноженная на радушие и горячее участие местного населения, порадовала и произвела впечатление. Но обо всем по порядку.

С утра было совершенно ясно, солнечно и потеплело до +20. К середине дня набежали облачка, но осталось так же тепло, светло и радостно. Рано утром мы уже поставили машины в предстартовую зону и теперь имели свободное время. Мой пилот, расставшийся с мечтой испытать дождевые слики, уже о чем-то беседовал с другими участниками, с которыми мы успели познакомиться вчера. Настроение было самое праздничное.

Аккуратность и даже некоторая изысканность организатора была видна даже в мелочах: дорожная книга напечатана в цвете, вклейки – маршрутный лист, схемы спецучастков и схемы движения по парку сервиса – на бумаге яркого контрастного цвета (легко находить), прилагались вклейки с фотографиями расположения судейских пунктов на местности. Накапотники и наклейки над стартовыми номерами – с цветоделением, практически фотографического качества.

В штабе ралли и в субботу, и в воскресение были для всех желающих горячий чай, кофе, сахар, сливки, печенье и конфеты, а в парке сервиса действовала полноценная горячая кухня, где участники могли получить вкуснейший обед из трех блюд.

На площади перед Администрацией города Горячий Ключ, где проходил торжественный старт ралли, собралось огромное количество зрителей – мужчины и женщины разных возрастов, с собаками, с детьми, поодиночке, парами и компаниями, нарядно одетые и в приподнятом настроении. Торжественное построение участников, приветственное слово, и вот – команда «по машинам»! Каждый участник был представлен публике, после чего мы получили отметку на КВ и поехали к выезду из города. Там уже машина организатора выстраивала участников в колонну, чтобы проследовать к месту старта СУ-1.

На протяжении всех 13 км к старту СУ-1 все обочины и склоны холмов были густо усеяны зрителями. В опасных поворотах с металлическими отбойниками народ уже стоял тесной толпой по обеим сторонам дороги. Такое количество зрителей я видел только в передачах о международных ралли! Даже в Карелии, где на гонки всегда собирается очень много народу, зрителей на трассе было все-таки поменьше. Веселые люди уже размахивали флагами и транспарантами, видны были дымки костров и мангалов, накрытые на капотах машин столы с угощением. Неожиданное сгущение зрителей так близко к трассе заставило меня пририсовать дополнительные восклицательные знаки в стенограмме.

Старты спецучастков были плотно окружены зрителями, все обочины на подъездах к трассе были заставлены машинами на много сотен метров. Первые метров 30 со старта СУ-1 вообще проходили через сплошной человеческий коридор чуть шире корпуса машины!

При этом ни одного недовольного или хмурого лица, никто не ворчал, что ему не дают проехать на дачу. К концу дня появилось много подвыпивших, но никто не лез под колеса, и вообще вели себя прилично. К тому же во всех местах скоплений людей, и даже в лесу на самых незначительных примыканиях вдоль трассы стояли маршалы[11], следившие за порядком.

Открывающей машиной был милицейский экипаж, ехавший с мигалкой и сиреной, и вежливо по мегафону извещавший всех встречных: «Внимание! Гонка началась!» За ним, через определенный интервал времени, стартовали «нули» – пять экипажей на «гражданских» машинах (кроме «00» – кроссовая «Ока»), причем по стилю, динамике и зрелищности езды они едва ли уступали боевым «субарам» и «эволюциям». Самое сокрушительное впечатление производил «Опель-Омега»-универсал, водитель которого на бешеной скорости решительно атаковал виражи и умудрялся уверенно стабилизировать машину на грани срыва.

За ними шли участники: полный привод – зачет «свыше 2000», зачеты «1600-2000», «1400-1600», «до 1400» и «клубники». Самой сильной и агрессивной ездой отличались лидеры Кубка России на «Лансере Эволюшн» и «Субару Импреза», на N-групповых машинах и сликах, обладающие несравненным соревновательным опытом. Например, одно из опаснейших мест – тройной ретардер, расположенный в низинке после длинного прямика на спуске:

«...Срезая связку L1xP1[12] поворотов, поднимая пыль и камешки с обочин, на прямой пологий спуск к ретардеру яростно вылетает синий автомобиль. Надсадный свист турбины. Запах «турбомакса»[13]. Скорость подхода на глаз 220 230 км/ч. Выверенным движением прицелив автомобиль в створ конусов, пилот за два-три десятка метров до «точки невозвращения» так круто осаживает «коня», что даже не верится, что такой тяжелый автомобиль может так резко останавливаться, при этом ни на миг не заблокировав колеса. В точно рассчитанный момент, не потеряв ни единой миллисекунды, пилот швыряет автомобиль в левый вираж. Покорный уверенной руке спортсмена, автомобиль кидается влево, чтобы тут же выпрямить движение, как от удара о стену. Мгновенно следует команда на правый прыжок – как только стекла не вылетают от таких перегрузок! Полный газ – и могучий автомобиль, как снаряд, пролетает в миллиметре от последних конусов на двух внешних колесах, чуть соскользнув на выходе, уходит на подъем, как истребитель с авианосца, и исчезает в правом повороте как фантом»...

Надо сказать, что отважный экипаж наших друзей ехал ничуть не хуже и показал четвертое время в абсолюте[14], хотя был на «гражданских» летних колесах. Его штурман, дама, которая немного волновалась перед стартом, затем рассказала, как она укоряла своего пилота за то, что он слишком медленно ехал на финишном прямике. «А ты знаешь, какая скорость у нас была? – спросил ее пилот. – 230 км/ч!»

Ретардер на местности был обозначен и функционально, и красиво, и безопасно. На ознакомлении ограничители ретардера были нарисованы белыми сплошными линиями на асфальте, а схема движения – стрелками. В гонке все ограничители были окрашены в заметную черно-белую полоску, плюс к этому с каждой стороны стояло по огромному щиту, на которых белой стрелкой на красном фоне было нарисовано, с какой стороны заход.

После прохода канала и «метлы» наступал небольшой перерыв (15–20 минут), и организатор открывал дорогу для проезда всех желающих. Это тоже был приятный сюрприз в организации, мы думали, дорога будет перекрыта весь день. Казалось бы, мелочь, но очень удобно людям, и однозначно характеризует четкость организации ралли.

Сходов было относительно немного – шесть: три поломки двигателей, по одному КПП и электрооборудования, и всего один «сход с трассы». Экипажу из Краснодара на красной «двенашке» не повезло буквально в третьем повороте от старта первого же спецучастка. Мы их видели на обочине в месте схода, затем на дороге, едущих своим ходом, но с совершенно разбитой задней частью, видимо от удара боком о дерево[15].

О перипетиях спортивной борьбы между участниками пусть напишут спортивные комментаторы. Мы не очень следили за временами – нам просто было приятно находиться среди прекрасных и сильных людей, так же помешанных на ралли, как мы сами.

Ралли финишировало около 18 часов на площади у Администрации. Здесь также толпился веселый народ, носились запахи пива и чипсов, стайками порхали красивые девушки. Каждый экипаж приветствовали на финишном КВ, после чего машину ставили отдыхать в закрытый парк. Бурю восторга вызвал один краснодарский экипаж, который толкал руками свой замолчавший «Ситроен-Саксо» вокруг всей площади к финишной черте[16]. А около 21 часа, когда были подведены все итоги, состоялось торжественное награждение, которое получилось не столько торжественным, сколько веселым, праздничным и искренним. Все вокруг было добросовестно полито призовым шампанским, немало было выпито водки, виски, коньяка и мартини, а в конце в вечернее небо взметнулся яркий шумный салют.

Понедельник, 24 марта

В самолете, невесело разглядывая поля мокрого грязного снега на московской земле, вся команда в полном составе единодушно согласилась, что надо бы развернуть самолет обратно в Горячий Ключ и остаться там навсегда[17].

[...]



[1] Это было первое выступление экипажа Константин Мотовилов – Григорий Медведев на новом автомобиле ВАЗ-21083.

[2] Группа «Р»: национальный класс. Группа «N»: международная группа подготовки автомобилей с ограничениями по доработке конструкции.

[3] ОЧКК: Открытый чемпионат Краснодарского края.

[4] Два экипажа: наш и Владимира Чулкова – Елены Гусевой.

[5] Огромный личный вклад в это ралли внес лично Андрей Колесников, руководитель Краснодарской краевой федерации автоспорта (ККФА).

[6] «Шпилька»: на сленге гонщиков, очень крутой поворот, разворот в обратном направлении (примечание подлинника).

[7] «Слик»: гоночная резина без рисунка протектора (примечание подлинника). «Сухой» слик предназначен для сухого покрытия. Для сырого покрытия существует «дождевой», или «мокрый», слик.

[8] Нормативными документами средняя скорость на спецучастках ограничена 140 км/ч. Поэтому 160 км/ч средняя скорость – это очень быстрое ралли, под 250 км/ч на прямиках.

[9] Читается как «Сто пятьдесят. Опасно! Правый один на левый пять вниз! Тридцать, опасно! Правый четыре в шесть вверх. Пятьдесят. Левый четыре через трамплин. Сто».

[10] «Отрицательный уклон»: наклон профиля дороги не внутрь поворота, как на треке («положительный уклон»), а наружу, к обочине.

[11] В Краснодарском крае очень часто за общественным порядком на ралли следят организованные отряды казаков. Таким трудно возражать, и порядок на гонках поддерживается идеальный.

[12] Читается как «Левый один на правый один».

[13] «Турбомакс»: высокооктановый гоночный бензин.

[14] И первое место в специально созданном «гостевом» зачете, т.к. москвичи не могут получать зачетные очки в чемпионате Южного Федерального округа.

[15] Это был экипаж №18, выступавший в зачете «1600». Он снес кормой несколько придорожных бетонных столбиков. Зеленые насаждения не пострадали.

[16] К сожалению, правилами это запрещено, и экипаж был исключен из зачета.

[17] Наш с Константином экипаж постигла неудача: буквально через 500 метров после старта сгорел мотор. Поэтому посмотрели всю гонку как зрители. В отчет это не вошло.



Tags: Мемуары, Ралли, Реклама
Subscribe

  • Звездные войны

    В моём детстве было только 3 серии «Звёздных войн». Сейчас уже 10 (!) полнометражных эпизодов, не считая многочисленной мультипликации,…

  • Дань памяти павшим (знай и люби родной край).

    Сложно подсчитать, сколько раз я проезжал по Новорижской трассе мимо небольшой деревни Назарьево в 10 км от Шаховской. Международное шоссе М9 там…

  • Визуализация книг 2

    Читать книги по истории, особенно по военной истории, всегда приходится с картой в руках. В книгах часто даются схемы, но это именно схемы, с очень…

Comments for this post were disabled by the author