Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Ростов-папа и Азак

IMG_9293.JPG 08 - 10 февраля 2015 г. удалось съездить на машине в командировку в Ростов-на-Дону. Дела касались не только самой южной столицы, но и ближайших окресностей, благодаря чему побывал в ст. Родионово-Несветайской и в г. Азове.

На этот раз решил взять с собой фотоаппарат и побольше фотографировать, потому что в нашей стране даже в самых нетуристических местах можно увидеть очень интересные, красивые и необычные достопримечательности.

Далее рассказ пойдёт:
- о трассе М4,
- о Ростове-на-Дону, Родионово-Несветайской, Азове и др.,
- о Великой Степи,
- о погодных явлениях,
- о прелестях автокомандировок.

Картинки кликабельны.

Общая протяжённость маршрута составила 2526 км (26,7 часов в движении).

Почему мне так нравится ездить в командировке на своей машине? Наверно потому, что люблю путешествовать. Машина даёт мне чувство свободы, словно я на мостике космического корабля и могу направить его в любую точку Вселенной. Потому пользуюсь возможностью легально попутешествовать в рабочее время. Помимо этого, независимость от расписания регулярного транспорта расширяет деловые возможности - можно менять маршрут, расписание и в результате сделать больше. Езжу я быстрее поезда. Поездка обходится дешевле, чем билет на самолёт.

IMG_9322.JPG

Поскольку в Ростове нужно было быть в понедельник утром, на дорогу было отведено воскресение. Выезд не слишком рано, чтобы поспать, но и не слишком поздно, чтобы не слишком поздно приехать. На дорогу заложил 12 часов, хотя реально в движении находился 10, а с остановками - 11. При выезде из Москвы было около ноля, без осадков, но такой сильный юго-западный ветер, что при вождении проиходилось всегда брать поправку на него. Редкий случай для автомобилей. Это больше характерно для морских судов. Второй темой этой дороги была грязь - липкая, противная, ровным слоем покрывавшая всю дорогу на всём её протяжении и нещадно летевшая из-под колёс. Причём неважно, автомагистрать это, региональное шоссе или городская улица.

IMG_9234.JPG IMG_9236.JPG
Остановка на АЗС в Тульской области.

М4 - шикарный скоростной автобан. Для легковушек почти везде разрешено 110, а местами - 130 км/ч. По две полосы в каждую сторону, оборудование трассы, инфраструктура, службы безопасности. Между Москвой и Воронежом расположено 6 платных участков (стоимость примерно рубль за километр). Нам, выросшим на советских "направлениях", радующихся, когда нет хотя бы больших дыр на дороге, верениц еле ползущих грузовиков и зорких блюстителей, следящих, чтобы эти грузовики никто не обгонял, современная М4, конечно, как праздник. Только кажется, что сегодня такими должны быть все дороги, ведущие в большие города. Однополосные дороги должны остаться только там, где почти нет автомобильного движения. А основные "номерные" магистрали должны быть минимум трёхполосными в каждом направлении, с разделительным ограждением, защищающим от встречного света фар, и с разрешённым лимитом скорости 150 км/ч. Может, наши дети доживут до такого.

IMG_9237.JPG IMG_9238.JPG
1-е фото: обед в кафешке для дальнобойщиков в Лосево (Воронежская обл.).
2-е фото: колокольня разрушенного храма Митрофана Воронежского в Лосево.


IMG_9305.JPG IMG_9309.JPG
Придорожная торговля в "населёнках" и на трассе.

В Ростове в вечер прибытия было сухо и чисто. Местные щеголяли вымытыми машинами. Но ночью погода испортилась, надвинулся туман и полил дождь со снегом.

IMG_9301.JPG IMG_9300.JPG
Знаменитый символ Ростова-на-Дону.

IMG_9303.JPG
Ночная непогода.

Утром в городе пробки. В наше время любой мало-мальски уважающий себя населённый пункт обязательно имеет автомобильные пробки. Только это не мода, это наша бедность. Дороги и улицы строились еще во времена СССР, только машин с тех пор стало на два порядка больше, а денег на постройку новых дорог, развязок и парковок нет.

Ростов-на-Дону почему-то напоминает мне Пекин. Наверно тем, что в центральной части он очень современный, модерновый и имеет многоуровневые улицы, мосты и путепроводы, протянутые между крутых холмов, между небоскрёбами, над крышами домов.

IMG_9240.JPG

Однако стоит только покинуть прибрежные обрывы на берегу Дона, попадаешь в совершенно плоскую бескрайнюю степь. Совсем иной ландшафт, чем неделю назад в Белгородской области. Широчайшие просторы. Часто встречаются в ровном поле круглые курганы, одинаковой формы и размеров. Интересно, кто и когда их насыпал? Что скрывается под ними? Только по долинам крупных рек (Тузлов, Несветай) встречаются крутые склоны берегов. На них сохранились остатки противотанковых рвов, отрытых жителями Ростова в годы Великой Отечественной Войны. Вообще памятников Войны очень много.

IMG_9259.JPG IMG_9269.JPG
Дорога и ферма в южной степи.

IMG_9258.JPG IMG_9263.JPG IMG_9264.JPG
Древние курганы.

IMG_9267.JPG IMG_9268.JPG
Мемориал героической атрбатарее Оганяна и Вавилова "Артиллерийский курган".
Высота называется Бербер-Оба.

В Ростове есть улица Оганяна и Вавилова.

IMG_9262.JPG IMG_9244.JPG
1-е фото: Армянская церковь Сурб Карапет (Св. Крестителя) (п. Несветай). Разрушена гитлеровцами в 1942-ом. Сохранились остатки фресок.
2-е фото: стелла-памятник в ст. Родионово-Несветайской.

Родионово-Несветайская - небольшой посёлок, аккуратный, но бедный. Зато много зелени, на живых изгородях висят ягоды, в туях угукают горлицы, на полях грачи. Здесь нашлось два интересных памятника. Один, расположенный рядом со стеллой - камень в память ликвидаторам аварии на Чернобольской АЭС. Второй - памятник танкистам Войны, но на постамент установлен достаточно редкий тяжёлый танк прорыва ИС-3. Он не использовался в боевых действиях в годы Войны, но принимал участие в параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года и применялся во многих послевоенных конфликтах.

IMG_9254.JPG IMG_9249.JPG
1-е фото: улица Мичурина.
2-е фото: Пушкинская улица.


IMG_9250.JPG IMG_9245.JPG
1-е фото: районная администрация.
2-е фото: воробьи на живой изгороди.


IMG_9243.JPG IMG_9251.JPG
1-е фото:памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
2-е фото: памятник героям танкистам - победителям.

Так получилось, что оба путешествия по Белгородской и по Ростовской области проходили в непосредственной близости от границы с Украиной. Помню своё удивление, впервые пересекая эту линию разграничения еще в начале 2000-х. Как можно было возвести такую преграду прямо посреди полей и деревенек, которые ничем не отличаются друг от друга ни по одну, ни по другую сторону этой условной линии? На российской территории до сих пор стоят дорожные указатели на населённые пункты, оказавшиеся на сопредельной территории. Теперь их названия знает весь мир: Донецк, Луганск, Иловайск, Дебальцево, Горловка... Горько было понимать, что "там" по таким же полям, дорогам и аккуратным деревенькам бьют тяжёлые снаряды и ракеты.

IMG_9271.JPG

Возвращаясь в Ростов, проезжал по улицам Оганова и Вавилова, названных в честь тех самых артиллеристов, оборонявших город в 1942-м. На улице Оганова расположено много воинских частей. На территории одной из них стоит очень редкий памятник: БМ-13 "Катюша" на базе советского трёхосного грузовика ЗИС-6 (а не позднейших ЗИЛов, как обычно бывает). Там же находится ГАЗ-69А, военная модификация легендарного "газика". Напротив - целое кладбище военных грузовиков (штабных ЗИЛ-131). К сожалению, сфотографировать не было возможности, но эти машины можно увидеть на панораме "Яндекс.Карты".

BM13_ZIS6+GAZ69A.jpg
Картинку лучше увеличить. Красная стрелка - БМ-13. Синяя стрелка - ГАЗ-69А.

Следующим был город Азов. Самое интересное, что дороги, спускаясь с круч Ростовских холмов и пересекая Дон, выходят на огромное болото, которое представляет собой донская пойма. Все дороги (красивые, современные, многочисленные) построены прямо на этом болоте, на сваях. Строится еще один скоростной участок М4 в обход населённых пунктов.

Это красивый, уютный, небольшой и очень чистый город. Много старинных зданий, много парков и скверов, много уличной архитектуры. В Азове, конечно, больше всего хотел посмотреть место старой турецкой крепости. Но нашлось еще много интересного. Например, памятник жителям города, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной Войн, установленный на месте бывшего кладбища; памятник лётчикам, защищавшим город в Войну; памятник донским казакам - участникам "азовского осадного сидения" 1637 - 1641 годов и многое другое. Видно, что жители города бережно хранят свою память.

IMG_9272.JPG IMG_9273.JPG
1-е фото: стелла на въезде в Азов.
2-е фото: памятник жителям города, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной Войн.


IMG_9297.JPG IMG_9275.JPG
Памятник морякам - героям Войны.

IMG_9276.JPG IMG_9278.JPG
Азовский морской порт и судоремонтный завод.

IMG_9277.JPG IMG_9281.JPG
Река Дон и речное такси.

IMG_9284.JPG IMG_9285.JPG
Захоронение Г.А. Мирошниченко, писателя.

IMG_9283.JPG IMG_9286.JPG IMG_9287.JPG
Центр города: Церковь Иконы Божией Матери Азовская, сквер морского порта, место установки будущего памятника донским казакам, героям азовского сидения 1641 года.

IMG_9288.JPG IMG_9289.JPG IMG_9298.JPG
Валы старой турецкой крепости, реконструированные для туристов.

IMG_9295.JPG IMG_9292.JPG
Памятник казакам, взявшим крепость Азов (Азак).

Однако в небольших посёлках вдоль дороги люди живут достаточно бедно. Мокрый снег развёл грязь. От этого аккуратные домики, садики и рынки стали выглядеть ещё беднее. Да, торговля здесь больше на рынках, в ларьках и палатках, чем в магазинах и супермаркетах.

IMG_9299.JPG
Улица обычного посёлка.

Обратный путь домой получился интересным с точки зрения наблюдения за погодой. Как и в прошлый раз, границы разных погодных условий были столь резкими, словно их провели по линейке. Мне показалось, что погодные границы совпадают с ландшафтными границами, когда, например, ровная и плоская степь переходит в овражистую лесостепь, отделённую от степи рекой.

В Ростове было не слишком мокро и грязно, но через 100 км дождь со снегом сгустился до мокрого снега, а на дороге оказался толстый слой мокрой липкой грязи, летевшей из-под колёс кусками, а не только брызгами. Ехать он не мешал (не как в прошлый раз). Сильный юго-западный ветер не стихал и по прежнему требовал учёта при вождении. Так тянулось от Ростова до Верхнего Мамона (где снова пересекаем Дон). За Верхним Мамоном многополосное шоссе всё ещё строится и движение только по одной полосе в каждую сторону. Отсюда и до Лосева (до реки Битюг) осадков не было, а температура резко упала с 0 до -15. На дороге был сплошной "чёрный лёд", когда асфальт кажется чистым и немного влажным, а на самом деле покрыт самым предательским льдом, незаметным неопытному глазу. Он требовал очень осторожного обращения с газом и тормозом, чтобы не потерять машину. А в Лосево тучи резко закончились и дальше до Москвы было абсолютно ясно, солнечно и морозно.

IMG_9306.JPG IMG_9312.JPG
1-е фото: М4 в Воронежской области, чёрный лёд.
2-е фото: жидкая грязь из Ростовской области замёрзла в лёд в Воронежской.


IMG_9313.JPG IMG_9317.JPG
Река Битюг - граница непогоды и ясного неба. Отсюда до Москвы - солнечно и морозно.



Upd. 26.02.2015: В эти дни снова побывал в п. Несветай - специально посмотреть на противотанковый ров и разрушенную армянскую церковь Сурб Карапет (Св. Крестителя). Вот эти фотографии:


IMG_9463.jpg IMG_9464.jpg
У посёлка Миллерово на трассе М4 "Дон": памятник на фоне наступающего атмосферного фронта.

IMG_9501.jpg
Остатки противотанкового рва по берегу реки Тузлов. Один из рубежей обороны Ростова-на-Дону в 1942-м.

IMG_9516.jpg
Два древних кургана над долиной реки Тузлов. В этих местах все такие курганы расположены на самых высоких точках вдоль долин больших рек.

IMG_9502.jpg
Церковь Сурб Карапет над степными просторами.

IMG_9503.jpg
Северный фасад храма. Видны следы полупортиков над входами.

IMG_9504.jpg
Остатки купола. Видна кладка свода и остатки декоративного обрамления.

IMG_9505.jpg
Верхний ярус колокольни. Сохранилась деревянная балка перекрытия.

IMG_9507.jpg
Украшения окон.

IMG_9508.jpg
Свод купола.

IMG_9509.jpg
Остатки фрески "Крещение".

IMG_9510.jpg
Алтарная часть.

IMG_9511.jpg
Вид на донские степи через разрушенные проёмы.

IMG_9513.jpg
Неизвестный круглый камень у входа в храм.

IMG_9514.jpg
Колокольня.

IMG_9515.jpg
Анфилада храма с запада на восток.

IMG_9518.jpg
Ростов-на-Дону, памятник над проспектом Стачки.


Upd. 16.03.2015: 12 и 13 марта (уже совсем весна!) побывал в Таганроге и его ближайших окрестностях. Вот эти фотографии:

IMG_9522.jpg IMG_9520.jpg IMG_9521.jpg
Мемориал Славы на Самбекских высотах.

IMG_9528.jpg
Павловская крепость (вид из космоса). Построена Петром I в 1697 г. Вобановская планировка.

IMG_9532.jpg IMG_9541.jpg
Взлёт транспортного ИЛ-76 в сопровождении двух истребителей с Таганрогского аэродрома.

IMG_9545.jpg
Памятник Петру I в Таганроге. Пушки похожи на настоящие.

IMG_9552.jpg IMG_9551.jpg IMG_9554.jpg
Сквер Петра I.

IMG_9548.jpg
Морской порт ЗАО "Приазовье". Дымы на горизонте - это не пароходы прошлого, а жгут траву в степях под Ростовым.

IMG_9557.jpg IMG_9558.jpg IMG_9559.jpg
17 участок гидрографической службы. Таганрогский маяк. Основан в 1878 г.

IMG_9576.jpg IMG_9577.jpg IMG_9584.jpg
Набережная реки Дон в Ростове. Интересные корабли. Плавпричал ростовской детской флотилии. Учебно-тренировочное судно УТС-519 (бывший тральщик Т-820, см. стр. 6).

Памятники на набережной:
IMG_9572.jpg
Адмиралу Ушакову.

IMG_9582.jpg IMG_9583.jpg
Пограничникам всех поколений.

IMG_9586.jpg
Рак.

IMG_9587.jpg

IMG_9588.jpg
Донским рыбакам - от балтийских рыбаков.

IMG_9597.jpg
Механическое сердце. Брусчатку клали немецкие военнопленные.

IMG_9601.jpg
Старый казак.

IMG_9602.jpg
Юный казак.


Upd. 19.03.2015: Из этих поездок я каждый раз привозил домой много гостинцев. В основном это были обычные продукты с рынка, но обязательно с местным колоритом: ростовская картошка, морковка, козинаки, печенье и сгущёнка, вяленая и соленая донская и азовская рыба, воронежское сливочное масло в брусках, липецкий хлеб, армянская чурчхела, домбайские сушёные травы и прочие полезные вкусности. В Москве такого набора продуктов не купишь (со сменой мэра все рынки ликвидировали, остались одни супермаркеты), всё очень вкусно и дёшево. Это не только для нашей семьи, но и для родственников, друзей и даже коллег по работе. Так, моя бабушка (91 год) с этими гостинцами совсем перестала ходить по магазинам, а когда попробовала ростовскую картошку, то без сожаления выкинула магазинную вон.
Tags: Азов, Путешествия, Ростов-на-Дону, Таганрог, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments