Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Папская область в Великом Новгороде

Идея «папского» путешествия на автомобиле с детьми оказалась удачной и просила повторения. На этот раз целью был выбран Великий Новгород, в котором провели три дня.

На принятие решение повлияло несколько факторов. Во-первых, хотелось куда-то съездить, чтобы далеко. Но и не так, чтобы находиться в пути целый день. Во-вторых, дети с мамой скоро уедут за город на летние каникулы и их долго не будет - не попутешествуешь. Кроме этого, хотелось поехать с детьми без мамы, чтобы это был папин гостинец детям. Для нашей семьи книги и события - лучшие подарки. Дети тоже хорошо запомнили поездку в Новороссийск и были не прочь снова отправиться в путь. Надо было спешить, тем более, что надвигались праздники 12-е июня, когда путешествовать неудобно - все гостиницы заняты, цены выросли и везде толпы народу. В таких условиях интересным показался Великий Новгород. Я там бывал не раз, представлял себе, куда можно пойти и заранее наметил план поездки. Как альтернатива рассматривались: Домбай - посмотреть летом заснеженные горы (очень далеко ехать), Псков (это крупный город, а хотелось тишины), Питер (нет прелести новизны). Выбрали поездку в Великий Новгород на 4 дня с 3 по 6 июня. Решение оказалось удачным.

Мало что потребовалось готовить заранее. Не нужны были ни билеты, ни загранпаспорта, ни визы. В школе наступили каникулы, а в садике отпросить Лену на 2 дня очень просто. Собрать личные вещи да поехать - вот и всё, что было нужно. Набралась 1 гоночная сумка вещей на всех троих и целый ворох игрушек, дисков с мультиками и сказками и альбомов с фломастерами. Позаботились только о бронировании жилья. Для Новгорода самым удобным вариантом оказалась не гостиница, а «апартаменты», то есть квартира в жилом доме. Мы выбрали «однушку» в новостройке. В ней было всё, что нужно маленькой семье. А чисто гостиничные фишки - завтраки, горничные, консьержи и т.п. - нам были не так уж и нужны. Тем более, что гостиницы стоили в 2-3 раза дороже. На апартаменты у нас ушло столько же, сколько мы потратили на бензин за всю поездку.

Погода, откровенно, нас не очень интересовала, но выдалась хорошей. Мы целые дни проводили на улице и только один раз ненадолго открыли зонтики. В первый день вообще стояла жара, что позволило нам поплескаться в Волхове и прокатиться на теплоходе. Грозы и дожди шли ночью, когда мы были уже дома. Да на обратном пути попали в грозу с градом.

Поскольку переезды Москва - Новгород и Новгород - Москва выпадали на рабочие дни, а ехать надо было по сильно загруженной трассе «М10» (Ленинградское шоссе), то план был такой: в первый день поездки 3-го июня выезжаем рано-рано, чтобы до всяких пробок проскочить подальше. Позавтракать на пол-пути в Вышнем Волочке, для чего заранее посмотрел, какие в нём есть кафе и во сколько они открываются. При таком расписании мы должны были приехать в Новгород достаточно рано и иметь ещё пол-дня на прогулки. В обратный путь 6-го июня, наоборот, выезжать не рано: во-первых, чтобы поспать, во-вторых, чтобы миновать московские пробки, потому что к вечеру движение «в центр» свободнее.

Вышний Волочек. Река Цна, Цнинский канал, пожарная каланча, Богоявленский собор.

Вышний Волочек. Цнинский канал.

Итак, накануне выезда все собрались в дорогу привычным образом. Детям упаковали по нескольку смен одежды и на жару, и на холодную погоду. Взяли немного книг - читать вечером, альбомы для рисования, диски с мультиками, аудиосказки, любимые игрушки. Собрали корзинку с едой в дорогу - морковки, сосиски и конфеты. Взяли с собой йогурты и «снежок» детям на завтрак, потому что они пьют только один вид и продаётся он только в одном магазине. Взяли на всякий случай банные принадлежности и полотенца - по прибытии пользовались ими, хотя в апартаментах полотенца были. Взяли детские любимые чашки и вилки с ложками на всякий случай, хотя в апартаментах разной посуды было достаточно. Взяли фотоаппарат и ноутбук. Автомобиль к поездкам готов всегда :)

Вышний Волочек. Старинный деревянный жилой дом.

3-го июня все встали в 3 часа утра и в 4 часа уже разместились в автомобиле. Вещи погрузили накануне вечером, чтобы не тратить время утром. В такой ранний час все дороги были свободными, поэтому потихоньку, не нарушая правил, мы двинулись в путь. На Ленинградке полным-полно видеокамер, так что особенно спешить нельзя. Но в отсутствие интенсивного движения средняя скорость всё равно достаточно высокая, до 94 км/ч. Сразу стало заметно, что дети стали опытнее в дальних автопутешествиях. Например, они не ныли и не ссорились, как в прошлый раз, только съели кошмарное количество конфет. В отличие от прошлой поездки, которая была зимой, останавливаться пύсать можно было везде, опасаясь только комаров. Но это не пригодилось, кроме санитарной остановки на Валдае, где дети почему-то пύсают всегда, когда едут по этой трассе. Половину пути дети проспали и проснулись только на подъездах к Вышнему Волочку. Было 8 часов утра, рабочий день только начинался, хотя уже было 27 градусов тепла и штиль.

Вышний Волочек. Городской пейзаж.

С большой трассы мы свернули в центр города, проехали церез историческую часть вдоль берега р. Цна, нашли тихое место на берегу Цнинского канала, оставили там машину и пошли гулять по набережным. Гуляли мы два часа, потому что было очень красиво. Посмотрели на старинные здания по Осташковской улице, на пожарную каланчу на Пожарной набережной, на Богоявленский собор, прошли по мостикам на остров и сделали большой круг. Шума города почти не было слышно, по-утреннему свистели птицы, на острове пел соловей, у церкви толпились ручные голуби, на воде плавали дружелюбные утки, а между камней на старинной набережной канала спрятался воронёнок-слёток. В тени по-летнему налетали комары. Детей не нужно было развлекать. Им было хорошо и интересно побегать и погулять, а чем заняться они находили себе сами. В этой поездке они были очень дружны друг с другом. Они бы и дальше гуляли, но пора было в путь. Завтракали мы в Макдональдсе, потому что он был открыт в такой час и потому, что заранее знаешь, какая в нём еда.

Вышний Волочек. Автомобильный мост в никуда из ниоткуда.

От Волочка уже совсем недалеко до Новгорода. Дети смотрели в окна, я обращал их внимание на разные интересности - необычный пейзаж, реки, озёра, сосновые леса, небо, строения, памятники и т.д. Показал дорогу, свернув на которую, можно добраться до любимого озера Селигер. Музыку и сказки не включали - не хотелось.

Великий Новгород, Кремль.

В Новгород приехали в первом часу дня. Напомню, что апартаменты располагались в обычном жилом доме. Пока дети разгружали игрушки, они успели познакомиться с соседями по подъезду, которые оказались не менее общительными, чем наши дети. Из Москвы дети выехали в кроссовках, брюках и кофтах с длинным рукавом, что отчасти оправдывалось комарами. Но в Новгороде, немного отдохнув, они переоделись в лёгкие платья и сандалии, потому что было жарко и солнечно. Панамки, к сожалению, забыли, поэтому старались держаться тени. Из-за сильного солнца немного поменял план прогулок - например, не полезли гулять по стене Кремля.

Великий Новгород. Кремль, Софийская звонница. Выставка старинных колоколов.

От нашего дома до центра города было совсем недалеко, поэтому мы всегда ходили пешком. В первый день мы сразу же пошли в Кремль, долго гуляли там. Затем перешли по мостику на Торговую сторону, погуляли в парке Ярославово Дворище с «кустом» древних церквей (X-XI вв.!). Времени было уже почти пять часов вечера, поэтому мы нашли кафешку на Большой Московской улице и пополдничали. Дети, как всегда, заказали блинов со сгущёнкой и слопали их так, что за ушами трещало - настолько они нагулялись и проголодались. Купальники мы не взяли, зато дети побегали голыми ногами в воде реки Волхов.

Великий Новгород. Украшения городского крыльца.

Набегавшись и видя, что время ещё позволяет, мы сели на прогулочный теплоход «Москва» и устроили себе часовую экскурсию по Волхову к озеру Ильмень. Ксения слушала, что говорил экскурсовод, и многое запомнила. Потом рассказывала друзьям во дворе. С реки мы видели многое из того, где побывали позже сухим путём: недостроенный ж/д мост 1913 года, Юрьев монастырь, музей Витославлицы, Рюриково городище и Ильмень - Словенское море. Прогулка получилась замечательная. Домой вернулись уже в 11-м часу вечера. Купив по дороге пельменей, обнаружили, что у нас нет соли, чтобы их сварить :) Пришлось приготовить сосиски, благо у нас их было много. К ночи нашла сильная гроза и дети засыпали под блеск молний и шум ливня.

Великий Новгород. Река Волхов. Лена на корабле.

Великий Новгород. Река Волхов. Ксения на корабле.

На следующий день немного похолодало, но было также солнечно. В этот день мы встретились с моим старинным новгородским другом Иной Зелениной - поэтом, певцом и переводчиком. Последующие два дня она сопровождала нас в прогулках по городу, веселилась с детьми и надарила им гору подарков, сделанных вручную её мамой. С утра мы поехали на машине в Юрьев монастырь, где находится один из древнейших храмов - Собор Георгия Победоносца, по преданию, воздвигнутый на месте капища Перуна. Гулявшие здесь туристы из Азии (то-ли из Кореи, то-ли из Вьетнама) буквально вцепились в Ксению и давай с ней фотографироваться. Для них светленькая русская девочка - это невообразимая экзотика. И ещё у них есть поверие, что такая фотография - к богатству. Из монастыря мы переместились на пару сотен метров к музею деревянного зодчества Витославлицы. С момента моего прошлого визита сюда много лет назад, коллекция музея значительно выросла, да и сам музей стал более благоустроен. Везде много зелени, песчаные дорожки, торговли совсем мало и только сувениры, служители одеты в русскую народную одежду. Дети выбрали себе по глиняной дудочке, с которыми не расставались всё путешествие. В избы можно было заходить и посмотреть не только архитектуру и инженерные решения (что больше всего интересовало папу), но и воссозданную обстановку крестьянских домов, предметы которой в основном подлинные. Только церкви были закрыты. У одной избы Ксению нарядили в русский сарафан и позволили побыть нарядной невестой. Нагулявшись несколько часов, обедали снова блинами со сгущёнкой в расположенном рядом центре «Юрьевское подворье». Пытаясь соблюсти режим дня детей и немного дать отдохнуть взрослым, в середине дня мы остались дома, играя и смотря мультики. Тем более, что пошёл небольшой дождь. Однако к вечеру он перестал и около пяти вечера мы вышли на улицу гулять. В центре города находятся остатки земляного оборонительного вала. Детей ужасно веселило, что по протоптанным тропинкам можно бегать вверх и вниз. Так мы пробежали целый сектор от Прусской улицы до Белой Башни. Оттуда пошли к Кремлю, по дороге посмотрев Троицкую церковь, украшенную изразцами, раскопки древнего города (Троицкий раскоп) и памятник защитникам города в 1941 году. Около Кремля есть детские аттракционы, но мы старательно обходим их стороной. Вместо этого пошли гулять по крепостному рву и вдоль наружной подошвы стены Кремля, прошли половину Кремлёвского парка, отдохнули около фонтана «Садко», в струях которого играла радуга, побывали у памятника Рахманинову. Домой возвращались также пешком, болтая, играя и с песнями. Этот день тоже закончился поздно и с хорошей удовлетворённой усталостью в ногах.

Великий Новгород. Музей Витославлицы. Ксения в русском народном наряде.

Великий Новгород. Музей Витославлицы. Комплекс деревянных церквей.

На третий день с утра шёл дождик и мы решили поехать по музеям Кремля. Там есть замечательный детский музейный центр, в котором мы и провели первую половину дня. Пока взрослые рассматривали экспозицию музея (выставку детских работ, а также рисунки мальчика Онфима (XIII в.!), дети попали на мастер-класс по аппликациям из кусочков ткани. За это время как раз закончился дождик и мы отправились гулять по крепостной стене. В самых видовых местах там прикреплены таблички с пиктограммой, что именно здесь хорошее место для фотографии.

Великий Новгород. Кремль. Детский музейный центр.

Каждый день в Новгороде проходил максимально насыщенно. Большую часть дня мы проводили на улице. Детям было интересно всё, что они видели. Не было ни одного случая, чтобы им стало скучно или захотелось уйти. В Новгороде всегда есть, чем заняться и куда пойти. Но и взрослые должны не терять темп, чередовать детям нагрузку, менять род занятий, чтобы не оставалось свободного времени: то гулять и бегать, то ходить и смотреть, то на улице, то в помещении, то перекусить, то поиграть. Если дети не перегружены и не имеют пустого времени, то они не устают и не ноют. Хотя, по чести, с папой они почти совсем не ноют, чего не скажешь о присутствии мамы.

Великий Новгород. Скульптура отдыхающей девушки.

6-го числа мы отправились в обратный путь аж в 10 часов утра, выспавшись и собравшись. Обратный путь был скорее похож на прогулочный ваяж, чем на гонку, что для нас совершенно не характерно. Почти не ели конфет. Частые остановки на заправках, причём на каждой надо сходить в туалет и поесть сосисок. Санитарная остановка на Валдае :) Прогулка по Вышнему Волочку, хотя помешал дождик. Макдональдс. Пол-дороги мы слушали военные песни - любимые детьми «Марш защитников Москвы», «Чечня в огне», «Раскинулось море широко» в исполнении Ю.Шевчука, «Любо братцы, любо» в исполнении В.Скунцева, «Не для меня» в исполнении хора Сретенского монастыря, марши «Прощание славянки» и «Марш ВДВ». Другую часть пути слушали радиоспектакли советских актёров по известным сказкам. На одной из АЗС дети попросили себе военные фуражки советского образца (всего по 200 рублей). Их было всего две: одна морская с «крабом», как у ленинградского деда Василия Ивановича Медведева, вторая артиллерийская, с чёрным околышем, как у московского деда Григория Ивановича Андреева. Так дети и ехали в фуражках и даже пошли в них гулять на следующий день по Москве.

Остановка на АЗС.

За Тверью нас ждали традиционные пробки в Клину, Солнечногорске и Химках, поэтому мы объехали их через Лотошино и Волоколамск. Ехать по маленькому извилистому шоссе было куда интереснее, чем по прямой и скучной трассе. А в одном месте мы «срезали» по грейдеру и дети почувствовали себя почти как на ралли. Отметили для себя город Лотошино, который был чистым, красивым и с краеведческим музеем в нём - надо бы съездить как-нибудь. Не было и пяти часов вечера, когда мы прибыли домой.

Сон в дороге.

Итоги поездки получились замечательными. Подтвердилось, что у нас все любят путешествовать на автомобиле в далёкие края. Интересы у детей совершенно не касаются электронных развлечений, аттракционов, пляжного и тому подробного отдыха, что позволило показать им очень много интересного. Это отложится в у них голове и запомнится на будущее.

Великий Новгород. Кремль. Софийский собор.

Великий Новгород. Кремль. Софийская звонница.
Tags: Вышний Волочек, Дети, Елена, Ксения, Лотошино, Новгород, Путешествия, Фото