Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Дивеево - Казань - Великий Болгар - Свияжск - Москва

21 - 29 августа 2017 г., в связи с очередным отпуском, был реализован новый автомобильный маршрут с детьми, досрочно вернувшимися с каникул с Селигера. Раньше мы ездили так, чтобы доехать до цели за один присест, без ночёвок в пути. На этот раз решили попробовать сложносоставной маршрут.

Найти в конце лета удобные места для туризма крайне непросто. Тем более, что в 2017 году лето началось поздно и как раз к августу люди активизировались на отдыхе. Но кое-какой маршрут у меня созрел в голове по опыту рабочих поездок. Так обычно и получается: где я побывал в командировках, туда затем везу детей на экскурсии. Точно не море и не горы - там яблоку негде упасть. Не забитое туристами Золотое Кольцо и подобные туристические центры. Маршрут таков: едем через Муром в Дивеево на 2 дня, оттуда в Казань на неделю, чтобы успеть сходить в Кремль, съездить в Великий Болгар, Свияжск. И обязательно искупаться.

--> Ссылка на фотоальбом <--

Автомобильная часть:
Из Москвы до Дивеево 530 км. Если выезжать утром и ехать через Ярославское шоссе М8, Александров, Кольчугино, по Владимирской объездной на Муром, то дорога занимает 6 часов. Этим путём я ездил много раз. Торопиться мы не собирались и планировали заехать в Александровскую слободу и Муром, а там видно будет.
Из Дивеево в Казань можно добраться несколькими способами. Не зная дорог и не доверяя картам (в нашей стране дорога, нарисованная на карте, может не существовать на местности), я предварительно полазил по форумам и узнал, какими путями ездят местные. Были интересные варианты, в том числе через наплавные мосты (через р. Сура в Шумерле) и паромные переправы (через р. Волга в Верхнем Услоне). Не хотелось ехать по федеральной трассе (М7). В рабочий день она будет забита грузовиками. Победил вариант, самый ходовой у казанских паломников, ездящих в Дивеево по М7 до Лысково, затем через Княгинино - Перевоз - Арзамас (всего около 500 км). На этой дороге достоверно хороший асфальт, а ещё плюс в том, что в Лысково можно съехать к Волге и искупаться. Этот путь проходит около Большого Болдино - знаменитого имения Пушкина ("Болдинская осень") и через деревню Григорово - родину протопопа Аввакума. Не собираясь спешить, планировал ужинать в дороге, так что вторая половина маршрута по федеральной трассе нас устраивала - по пути будет больше кафе и заправок.
По Казани лучше ездить на метро и на такси, потому что в этом городе тоже сложно с парковочными местами, как в Москве. До Великого Болгара и до Свияжска можно добраться теплоходом, но об этом будем решать на месте.

Так мы и поступили.
В Дивеево выехали в 6 утра. Ранний старт для детей - само по себе приключение, которого они ждут. С остановками в Александровской слободе, Муроме, кафешках и с купанием в Оке неспешное путешествие заняло почти весь день. Только к 20:00 мы прибыли в гостиничку. Из Дивеево в Казань, наоборот, не спешили. Выехали как проснулись и собрались, около пол первого дня. В Казани, после купания в Волге и кафешек, были около 9 вечера. В Великий Болгар (180 км) и Свияжск (60 км) ездили на машине, чтобы не быть связанными расписанием теплоходов. И правильно сделали. Самым сложным было возвращение домой из-за расстояния - не меньше 890 км. Сначала я хотел выезжать утром и ехать весь день, для чего выбрать объездной маршрут, не по М7. Может быть даже с ночёвкой в пути где-нибудь в Суздале или другом интересном месте. Но потом все соскучились по маме и решили выезжать вечером 28-го числа по самому короткому маршруту, чтобы большую часть пути пройти ночью, когда трасса свободна от грузовиков. Самый короткий - это по М7, но с объездом Лакинска и Петушков через Кольчугино - Александров по Ярославке М8. Выехав в 22:00 из Казани, в 8:00 следующего утра мы были уже на МКАД (при неспешном темпе езды и без лишних остановок), но попали в утреннюю пробку и добрались до дома только к 10:00.
М7 в наилучшем состоянии от Владимира до Нижнего Новгорода - многополосная, с малым количеством населёнок, с объездами вокруг городов. Между Москвой и Владимиром трасса постоянно на ремонте, поэтому здесь вечные пробки. От Н.Новгорода до Чувашии М7 узкая, мест для обгонов почти нет. Дорога хороша в Чувашии, но здесь мало заправок. В Татарстане заправок больше и дороги вообще хорошие, но не рекомендуется нарушать ПДД - везде полно радаров, камер и других устройств.
Всего маршрут занял 2500 км. Средний расход топлива 11 л на 100 км, что соответствует крейсерской скорости 110-120 км/ч.

Подготовка:
Движение автомобиля планировалось в умеренном темпе, поэтому как-то особенно готовить автомобиль не требовалось. Решив, что не будет сложных маршрутов по малолюдным местам, не пришлось брать запасную канистру для топлива. Остальное у меня всегда на месте (разный инструмент, домкраты, тросы, лопаты, топоры, огнетушители и пр.). Накануне сделал ТО, чтобы не допустить перепробега. На две десятых поднял давление в шинах, по совету старых советских пособий (загородная езда + сухая и жаркая погода). Нужно только иметь с собой побольше омывателя в ручном пульверизаторе и бумажных полотенец, чтобы отмывать стёкла от насекомых.

Особенность подготовки детей определялась наличием остановок в пути и их разноплановостью. Нужно было иметь одежду, в которой можно гулять (пачкаться и т.д.), приличную одежду для выходов, платки на головы, а также купальники и пляжные принадлежности. Для жаркой погоды должны быть лёгкие платья или сарафаны, босоножки и панамки. Для вечерней прохлады - кофточки и кроссовки. Должен быть запас белья и сменная одежда на случай аварий. Должна быть тёплая одежда на случай похолодания. Должен быть комплект лёгкой одежды для автомобиля (обычно это шорты или легинсы с футболками, т.к. в платье неудобно долго сидеть в кресле). Обязательно походная аптечка. Брали с собой надувной круг и мяч для купания, полотенца, складные стулья и походные коврики-пенки, а также крем от загара и средство от комаров, хотя они не пригодились. Туалетные принадлежности на каждого (расчески, зубные щётки и паста, резинки для волос, т.д.) и общие (мыло, шампуни). Лене ночные памперсы.

Продуктовый набор в путь не делали большим. Были соки, вода, морковь, огурцы, печенья и конфеты в особой корзинке, которая ставится на задний диван. За раздачу этой еды в пути отвечает Ксения. Для более сытного питания по пути найдётся достаточно заправок и кафешек. С собой был только запас снежка для Лены и йогуртов для Ксении. Они привыкли есть их на ночь, а ходить по магазинам на отдыхе не хотелось.

По опыту Великого Новгорода взяли с собой полный комплект посуды, столовых приборов, электрочайник, заварку, сахар и соль. К счастью, потребовались только чайник, чашки и чайные ложки. Гостиница в Дивеево была с кухонным уголком и мы предполагали там готовить еду. В Казани - номер без кухни.

Ещё мы всегда собираем с собой специальную сумку в салон. В ней наборы для рисования - Лена любит альбомы и раскраски, Ксения любит задания и лабиринты. И некоторый запас мультфильмов на дисках на случай затяжного пути. Без надобности стараемся их не включать. В машине у меня всегда с собой множество аудиосказок и детских радиоспектаклей, озвученных ещё советскими актёрами, а также несколько дисков с детской музыкой. Есть и взрослая, дети её тоже могут слушать, в частности военные песни, русский рок, ещё стали нравиться казацкие песни.

Ещё одна летняя особенность: вещи меняются каждый день, требуется стирка. Мы стирались дважды: сразу после приезда в Казань и накануне отъезда. К счастью, отель предоставляет такую услугу, иначе я бы даже не стал заморачиваться: руками в маленькой раковине не перестирать целый ворох вещей.

Александровская слобода

Первоначально дети не хотели в ней останавливаться, тем более что музей не работает по понедельникам. Но, увидев открытые ворота монастыря (Успенский женский монастырь), решили выйти посмотреть. Было 8 утра, все были на службе, посетителей не было никого. Немного погуляв по территории, полной зелени и цветов, дети увидели сестёр, работающих в саду, и стали им помогать. Это они любят и сообща пропололи несколько клумб с цветами. За это сестра провела их в Успенский собор к мощам Святого Преподобного Корнилия (к которым вообще-то вход закрыт), сказав, что он их ждет и в благодарность за работу будет за них молиться. Кроме этого, нас заинтересовало устройство крепостной стены и разные памятные надписи, устроенные музеем. После Ольгинского женского монастыря в Волговерховье Успенский - второй монастырь, в котором дети добровольно, по собственному выбору, работают. И вот, познакомились ещё с одним святым. Всего мы пробыли в монастыре часа полтора и отправились дальше.

Муром

Перед поездкой я объяснил детям, кто такой Илья Муромец и Пётр и Феврония Муромские. Показал картинки из старой книги с былинами. Больше всего им понравились рассказы про Илью Муромца в моём изложении современным языком, которые им рассказывал на ночь в течении нескольких дней до поездки, а также в самом путешествии. В Муроме особых достопримечательностей нет, но я хотел показать детям памятник Илье Муромцу. Зная об этом, дети набрали по дороге полевых цветов, которые и подарили грифонам, охранявшим памятник, чтобы те передали их Илье Муромцу (постамент слишком высокий, не дотянуться).
Памятник находится в городском парке на высоком берегу Оки, а путь к нему лежит через парк аттракционов, через который детей пришлось тащить почти бегом (не любим аттракционы). От памятника решили спуститься по берегу вниз, поискать приключений, и нашли секретную тропу через болото, поросшее высоченным камышом, по досочкам, уложенным через ручейки и лужи. Тропа вывела нас к церкви (Николы Набережного) и к святому источнику у его подножия. Можно было сколько угодно попить святой воды прямо из родника. Обратно по секретным досочкам вышли на берег к городскому пляжу на Оке. Был рабочий день, на пляже были только стар да млад. Купальных принадлежностей мы не взяли, поэтому дети "мочили ножки" (хотя Лена оказалась мокрой по пояс), играли с другими детьми, строили сооружения из песка и кидали камушки в воду. Пляж песчаный, течение не сильное, вода чистая. Часа через два пора была обедать. По карте мы нашли какую-то пиццерию, которая нам всем очень понравилась. Улица к ней была украшена перетяжками с цветами, и вообще в центре города было много цветов. Ещё был автомат с газировкой, совсем как в СССР, только с современной начинкой.
Затем мы, проезжая, посмотрели военный полигон в пойме Оки, новый вантовый мост и остановились перед часовенкой Серафима Саровского. Это знак, что здесь начинается его земля. Но дети что-то разбаловались и экскурсия не получилась.
Муром - это Владимирская область, а ближе к Дивеево пошла Нижегородская. В этой области деревни выглядят намного богаче, опрятнее и многолюднее. Много старинных домов, старинной застройки, и Ксения фотографировала старинные домики на свой фотоаппарат. Много молодежи на улицах. Коровы гуляют по дорогам.

Дивеево

Прибыли мы вечером и до отбоя успели только поселиться в гостиничке и сходить поужинать в кафешку. Зато дети вдоволь наигрались на детской площадке на территории гостиницы. Ещё им понравилось, что по деревенской улице без тротуаров можно идти прямо по дороге, петь и играть при этом. А на ночь смотрели в бинокль на звёздное небо, очень ясное. Симпатичный администратор гостиницы всё-всё нам рассказал: где что находится, как пройти, где поесть, где искупаться и всё такое. Здесь останавливаются в основном паломники, так что всех интересует почти одно и то же.
С утра, разумеется, пошли на поклон к батюшке Серафиму. Пешком. Территория монастыря изумительно ухоженная, полна зелени, деревьев и цветов, так что шествие наше было неспешным. И не только из-за этого: обязательная остановка в туалете, а потом нашли святую воду, от которой детей было не оторвать.
Посетителей в монастыре было очень много, суеты хватало. К раке Серафима Саровского была очередь, в которой мы простояли полтора часа. Детей на это время удалось отвлечь: сначала они попили сок в тени, потом нашлись другие дети, с которыми можно было играть, затем они писали записки в церковную лавку (Ксения писала, Лена рисовала). Так и достоялись. На стенде при входе написаны правила, как нужно походить и поклониться, что можно делать, а чего нельзя. Дети всё усвоили, только уточняли, о чём можно просить батюшку Серафима. Быть в церкви для них привычно. После раки мы подошли ко всем иконам, посмотрели на личные вещи прп. Серафима, вспомнили эпизоды из его жития. Поклонились напоследок и вышли из храма. Вместо покупки сувениров сделали вклад на нужды храма.
Перед тем, как пойти на Святую Канавку, мы зашли с детьми пообедать. Нужно было сделать паузу. Еда в местных кафе самая постная, но вкусная, многое готовится прямо в монастыре. То, что нужно. Отдохнув, мы прошли Святую Канавку, причём дети захотели идти босиком. Шли мы не совсем по правилам, не читая 500 раз "Богородицу". Когда я приезжал сюда в командировки, у меня было мало времени и я старался просто побыть здесь. Сейчас моя задача была привести сюда детей. Ксения старалась читать молитвы, какие знает. Лена шла просто так. Было тихо и красиво. Мы шёпотом обсуждали, как здесь по утрам проходит Пресвятая Матушка Богородица, где у монастыря какие растения, постройки и памятники. День уже клонился к вечеру и дети, конечно, очень устали. Из монастыря мы собирались сразу идти купаться и взяли с собой купальники и полотенца. Напоследок снова попили святой воды и конечно зашли в туалет.
Небольшой пляжик с мелким белым песком расположен совсем недалеко. Это прудик на речке Вичкинза. Там дети резвились часа два, пока не зашло солнце. Было много других детей, с которыми можно было играть в воде и закапываться в песок, изображая сосиски в тесте. Песок потом был у детей во всех местах, какие только есть. На святые источники и в скит мы уже не поехали - устали. Оставим это на следующий раз. Зато неторопясь, гуляя, прошли по посёлку до кафешки, поели, позвонили маме. Последней наградой детям стала детская площадка на территории гостиницы. Там у них тоже появились друзья. Ну, и канал "Карусель" по телевизору.
На следующее утро мы поздно проснулись. Пока дети играли, я собирался, и только в 12:30 мы тронулись в сторону Волги.

Волга

Купание в Волге по дороге в Казань у нас было запланировано, так что купальники и полотенца лежали под рукой. На берег мы выехали у пос. Лысково, где, как выяснилось, была старинная крепость: сначала на Оленьей горе (это место и сейчас заметно, под ним источник с проложенной к нему асфальтированной дорогой), а затем на Лысой горе (тут у берега настоящие горы, а посёлки лежат в ложбинах между ними). От Дивеево досюда 200 км, которые проходят через столп православия и атомной энергетики город Арзамас, родину протопопа Аввакума деревню Григорово и поместье Пушкиных Большое Болдино. Съезд к реке по форумам найти не удалось. Искали по спутниковым снимкам и не сильно ошиблись. Длинная песчаная коса (коренной берег находится километрах в полутора за пойменными лугами и старицами), служит местом спуска на воду легкомоторных плавсредств, которые доставляются к берегу на автоприцепах. Везде песок, встречаются камушки, дно чистое, спуск плавный, но через несколько метров глубина стремительно растёт. Так что накупались и наплавались вдоволь. Детям, привыкшим к озёрной природе Селигера, было интересно объяснять, что такое реки, какие они длинные, что у них есть течение и текут они в море. А что Волга начинается "у матушки" (игумении Ольгинского монастыря), это они и так знают.
В последнее время мы пытаемся идентифицировать камушки, которые находят дети. Иногда попадаются окаменелости, в которых видны отпечатки ракушек, кораллов или других морских организмов. Потом, побывав в Казани в интерактивном музее естественной истории, они наглядно поняли, как выглядело море на этом месте и как получились эти камушки. Стали их узнавать. Все такие находки тщательно хранятся дома вместе с ракушками, шишками и другими сокровищами.
Обедали тоже в Лысково, найдя через интернет пиццерию. В дороге дети питаются в основном блинами со сгущёнкой или пиццей. Съесть суп их не заставишь. Блины на трассе встречаются реже, чем пицца. Рискуете потратить много времени и не найти.
Оставшиеся 310 км по дороге в Казань мы ехали небыстро из-за грузовиков. Дети в основном смотрели мультики. Только раз мы останавливались в кафе поужинать. Мы бы обошлись сосисками на заправке, но в этих краях заправки были совсем простые, без еды. К концу дня, конечно, устали. Красотами ночной иллюминации Казани и Казанского Кремля восхищалась только Ксения, но сделать фото забыла.

Казань

В Казани мы пробыли целую неделю. Чтобы не писать талмуд об этом, скажу немного. Первый день мы прокупались в аквапарке с кучей бассейнов и водяных горок. На это решение повлиял прогноз погоды. Этот день был ещё жарким, а дальше обещали усиление ветра и похолодание, что хуже для купания, но лучше для культурной программы. На другой день ходили в Кремль, заходили в мечеть Кул Шариф, где купили красивые татарские шапочки, в музей естественной истории Татарстана, а ещё на выставку "Дух Воина". Ксения сама нашла эту выставку, взяв приглашение у здоровенного негра в русском кафтане. Это был "её" проект, поэтому она очень внимательно слушала экскурсовода (бесплатного) и запомнила много интересного. Лене, наоборот, быстро стало скучно и она мешала мне. А выставка просто суперская.Там собрано огромное количество подлинного оружия, конской сбруи, украшений и т.п. предметов конных воинов Азии всех эпох от скифов и хазар до Золотой Орды. Экскурсовод рассказывает много интересного об этом - почему предметы именно такие, как их форма зависит от технологии изготовления, как менялись способы их использования и так далее. В зале много моделей воинов и коней во всех деталях, даже с разными выражениями лиц. На мониторе идут фильмы о всадниках, а стены украшают картины художника. Я купил там хорошую книгу, почти каталог выставки. Обедали там же, в Кремле, причём больше всего понравился транспортёр для грязной посуды. Вообще это "минус" Кремля, так как удовольствие от посещения любого места во многом зависит от того, как там угощают. По самому городу гуляли немного. Детям в меньшей степени интересны исторические достопримечательности и городские пейзажи, чем мне. Поэтому надо, чтобы они находили себе занятие по вкусу. И мы с ними гуляли по пешеходной улице Каюма Насыри, обсуждали, что такое мечеть и во что верят мусульмане, почему вокруг столько надписей на арабском и сколько в нас татарских кровей, покупали мороженое. Бегать и собирать камыши они могли на берегу озера Нижний Кабан, а главным открытием была детская площадка во дворе обычного жилого дома. Без возможности побуянить и выплеснуть энергию никакая поездка не получится. И без канала "Карусель" - дома-то у нас телевизора нет. Ужинать ходили в кафе "халяль" и подружились там со всем персоналом. Узнали два способа завязывать татарские платки для девушек и даже научились немного разбирать арабскую вязь. А в конце сходили в магазин традиционной исламской одежды и подобрали пару красивых татарских платьев. Разумеется, накупили домой множество восточных сладостей - чак-чака, рахат-лукума и нуги, причём дети сами их выбирали. Так мы договорились.

Великий Болгар

Ехать до него всего 200 км по хорошим татарстанским дорогам. По пути трасса пересекает устье Камы, которое в этом месте шириной 15 км (!), а Волга так широка, что не видно противоположного берега, как на море. Но для точности напомню, что уровень Волги поднят водохранилищем и в старину она выглядела совсем по-другому.
Кроме могучих рек, мы получили хорошую возможность узнать, как растёт хлеб, что такое комбайн и как он работает в поле, как растереть зёрна из колосьев и как вкусны семечки из цветка подсолнуха. Кроме красивых метёлок сухой травы, дати набрали большой букет зрелых колосьев, чтобы дома его обмолотить, провеять, перемолоть в муку и выпечь хлеб - всё своими руками. А маме приехал большой красивый букет сухих полевых цветов, собранный в разные дни этого путешествия.
Вход в музей-заповедник Булгар сделан в виде воротных башен древней деревянной крепости, а перед ним стоит былинный камень-указатель. Дети решили, что это и есть тот камень, перед которым стоял Илья Муромец на перепутье трёх дорог. От ворот по территории ходят электромобили. Детям больше всего понравилось, что у них нет ни окон, ни дверей и не нужно пристёгиваться.
Музей-заповедник. конечно, исторической направленности и больше интересен мне, чем детям. Ксения скакала на лошади, которую сдавала в прокат девочка, всего на три года старше. Лена гладила жеребёнка. Потом они долго искали детскую площадку и место, где побегать. Хотя нет, памятники истории их тоже интересовали. Например, в православной церкви установлен очень миниатюрный и в высшей степени натуралистичный макет деревни Болгар, как она выглядела 100 лет назад. В мавзолеях Лене были интересны надгробные камни - а что на них написано, а действительно ли они здесь похоронены. А Ксения читала перевод арабских надписей на русский язык на установленном здесь же интерактивном терминале. Очень им понравилось в мастерской гончара, где Ксения на круге изготовила чашечку-горшочек, а Лена лепила из глины разные фигурки. Посмотрели, как студенты ведут раскопки, а рядом с раскопанной улицей древнего Булгара с остатками мостовой и фундаментов изб Ксения нашла ценный артефакт - некую ржавую железку, явно огромной исторической ценности. Чтобы впечатление было приятным, девочкам купили по татарскому платку и по луку со стрелами - так они их просили. Тут же вышли в поле пострелять, благо места было полным-полно. Обедали в русской кафешке, где блины пекут в печке, а окрошку готовят на домашнем квасе. Официанткой была девочка 15-ти лет. Вообще мы видели много работающей молодёжи такого возраста.
По пути обратно специально съехали на берег Камы - ещё раз пострелять из луков. Солнце уже закатилось, вышел молодой месяц, а вода в реке была гладкая, как зеркало. Домой нас прогнали комары.

Свияжск

В этой поездке главным стал не остров-крепость, а приключения по дороге к нему. Во-первых, мы поехали на автомобиле, но не через мост, а на пароме. Не так часто мы ходим на корабликах, да ещё по такой широкой реке. На другом берегу дорога шла сначала круто вверх, потом круто вниз через гору в чистое поле. На развилке дорог мы нашли "Лукоморье" с двумя избушками на курьих ножках, фигурками медведя и Бабы Яги, художественными корягами и лавочками для сидения. Можно было бегать, лазать и стрелять из луков. На дамбе, ведущей к Свияжску, можно было собирать камушки и кидать их в воду. А на обратном пути на берегу Свияги около придорожной кафешки Ксения познакомилась с рыбаками и ловила с ними рыбу, а Лена играла на берегу среди камышей. И никто никуда не спешил.
Сам Свияжск нам не понравился. Толпы туристов, но главным образом из-за того, что негде присесть и спокойно поесть. От крепости Ивана Грозного, доставленной сюда в разобранном виде из Углича, чтобы стать военной базой для взятия Казани, остался только земляной вал. А остальные достопримечательности относятся, скорее, к уездному дореволюционному времени.

Заключение

Итак, за полторы недели мы с детьми побывали на автомобиле в Муроме, Дивеево, Казани, Великом Болгаре и во множестве других мест, купались в Оке, Волге, Каме и Свияге, видели несколько монастырей, музеев, мечетей и древних крепостей, познакомились с Татарстаном и его культурой. Привезли домой множество находок, цветов, сувениров, книг, гостинцев и татарские наряды.

Выяснилось, что переезды с места на место не представляют особой сложности. И вообще с детьми, без помощи мамы, в путешествии не трудно. Нужно только правильно рассчитать маршрут, спланировать день, делать побольше перемен, не забывать давать детям то, что их - свободные прогулки, детские площадки, вкусняшки, мультики. Тогда спокойно можно совмещать детские и взрослые интересы. Да и сами дети изменились, стали более опытными путешественниками. Они стали лучше запоминать, где были и что видели, помнить большинство событий в их последовательности, а также названия. У нас по-прежнему есть трудности с самостоятельным поддержанием порядка (сложить одежду, убрать игрушки, застелить постели, причесаться и т.п.), поэтому за этими вещами тоже нужно следить и контролировать выполнение. Но мне нравится путешествовать с детьми и радость от этого только увеличивается. На обратном пути они вообще показали себя молодцами. Дорога была трудной, 12 часов безвылазно в сидении, нелегко даже взрослым. Но наши дети смотрели мультики, потом проспали в общей сложности 8 часов. Кто просыпался, вёл себя тихо, как договаривались всегда на все поездки. В конце в пробке тоже спокойно смотрели мультики. Это позволило ехать и ехать без лишних остановок, благодаря чему мы быстро вернулись домой.

Гостиницы и номера для этого путешествия нам подбирала мама и мы признательны ей за хороший выбор. Это были тихие районы, мини-отели недалеко от центра, где можно найти и где поесть, и куда сходить. На нас троих обычно приходится заказывать номера "Люкс" с двумя кроватями: односпальной и двухспальной. На двухспальной размещаются дети и это им весьма нравится. Так мы делаем с Новороссийска. Хотя бывают ссоры. Так, в Дивеево мне пришлось отдать своё одеяло детям, чтобы у каждого было своё одеяло.

Запаса одежды хватило с избытком. Ясно, что на автомобиле можно взять немного больше, чем реально нужно ("на всякий случай"). Но на самом деле летом нужна только пара платьев да пара шорт. Средства от комаров и от загара не потребовались. Аптечка тоже, хотя давал им анаферон по таблетке в день для профилактики. Дети съели весь запас таблеток аскорбинки, так как привыкли есть по таблетке на ночь, после йогурта. Ленин снежок остался, так как не каждый день была нужна новая пачка. А вот Ксенины йогурты пришлось докупать, так как их запас быстро закончился - такие йогурты нравятся обоим детям. Про рисовалки они вспомнили только под конец, после того, как купили в Болгаре и в Свияжке себе по раскраске с заданиями. Мультики смотрели в основном по телевизору в гостиницах. Музыку не ставили вообще.

Обычно по возвращении дети достаточно уставшие и уже не могут фонтанировать эмоциями. Они уединяются: Лена со своими игрушками, Ксения в туалете - им нужно какое-то время покоя. Затем они могут делиться впечатлениями, если их расспрашивать. Он поездки к поездке у них это получается более связанно и интересно. Но по своей инициативе, как взрослые, они обычно не рассказывают. В любом случае они надолго запоминают путешествие. Даже если через год им напомнить что-то из прошлой поездки, они сразу вспоминают, о чём речь. Или хвастаются перед сверстниками с их заурядными турциями и египтами.

Tags: Автомобили, Болгар, Дети, Дивеево, Елена, Казань, Ксения, Муром, Путешествия, Свияжск, Фото