Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Поле Куликово

17 февраля 2019 года мы со старшей дочерью взяли и поехали за город. У нас была задача заехать в Иверскую церковь в Борщевое по делам, а потом мы могли быть свободны. Дела мы сделали быстро и поехали на Куликово поле. На улице было почти ясно и солнечно, сугробы по-весеннему подтаивали, но штормовой ветер буквально валил с ног. Погода не для прогулок на свежем воздухе, но наша поездка удалась. Кроме культурной программы (см. ниже), вдоволь насиделись в кафешках на АЗС и наелись сосисок с пончиками. Выезжали из дома уже поздно, в 8 утра. В такое время солнце уже высоко, но и на дорогах полно народа. А в выходные, почему-то, большинство предпочитает ездить посередине дороги и очень медленно. В будни эти же люди будут нетерпеливо сигналить другим. Потихоньку-полегоньку, без особых заторов, проехали 610 км по Тульской области и к 20-ти часам вернулись домой.

Иверская церковь в с. Борщевое.

Эту церковь знает всякий, кто ездит по трассе М-4 "Дон" через Веневский район. Она стоит у самой трассы и хорошо с неё видна:

Иверская церковь в 2014 году. Вид с трассы М-4.

Иверская церковь в 2015 году. Вид с трассы М-4.
Само село маленькое, обитаемо в основном летом. Даже магазина там нет. Прихожан тоже нет. Поэтому, несмотря на оживлённую трассу, в церкви пусто. Люди день и ночь просто проносятся мимо. Даже по праздникам не заходит почти никто. Раньше здесь был большой женский монастырь. Иверская церковь - это всё, что от него осталось. В своё время у неё взорвали все купола с барабанами, сохранился только цокольный этаж ("нижняя церковь", 3 престола) и первый этаж ("верхняя церковь, 3 престола). Крыша сделана относительно недавно из листового металла и имитирует былые главы.

Всё хозяйство держится на старенькой Вере Павловне. Она и снег чистит, и печки углём топит, и на праздники угощение готовит, и с батюшкой служит. Очень ей тяжело из-за плохого здоровья и неизбежных бытовых проблем. Снегоуборщик сломался. Ветром выбило окно под куполом, для ремонта нужен альпинист. Осыпаются ступени на паперти. Котельная еле работает. Угля не хватает. И так далее. Когда мы с Ксенией показали листовку Ольгинского женского монастыря (тоже далеко не центральная обитель) с приглашением приехать и поработать, Вера Павловна сказала: "К нам бы кто приехал".

Я тоже много лет проносился мимо. Ещё в 2005 ездил этой дорогой в Елец и обратно, даже делал фотографии. Но остановиться и зайти сподобился только через 10 лет, в 2015-м:

Верхняя церковь.

Нижняя церковь.

И вот, в 2019 году, приезжаем сюда с дочкой по делам, а не как простые прохожие:

Музеи Куликова Поля.
Закончив дела, поехали мы на заправку и, взяв себе кофе с эклерами, стали решать, куда ехать дальше, потому что времени было только 11 часов. И поехали на Куликово поле, благо до него было всего 85 км. Путь туда идет не по большаку, а по местным маленьким дорожкам, некоторые из которых даже не имеют номеров. А многие из них явно не чистились и не посыпались песком всю зиму. Я направлялся в с. Монастырщино, где, как я помню, есть музей, в котором был макет одного из эпизодов Куликовской битвы - атака Засадного полка. Мы были там с женой в 2008 году. Ксении был годик.
2008 год / 2019 год:

За прошедшее время перемены произошли громадные. Старый музей в Монастырщино полностью реконструирован и на двух этажах там прекрасная экспозиция, посвящённая всем временам и народам, жившим на Дону. Самой битве посвящён новый музей в Моховом: огромная территория, комплекс ультрасовременных зданий, интерактивные объекты, редкие находки, картины, экспонаты, задания для школьников, предметы чтобы трогать и огромное количество макетов. Наша "атака Засадного полка" переехала в новый музей на стену. А в центральном зале есть полый макет Куликовской битвы, в котором светом показывается ход битвы со всеми объяснениями. Это то самое место, куда нужно ехать с детьми. Мне было очень отрадно, что у нас в стране строятся такие комплексы. Ксения написала в книгу отзывов посетителей свои впечатления. В старом музее накупили себе книг по теме не только войн, но и природы.

Tags: Ксения, Куликово поле, Путешествия, Фото

• Ралли "Холмогоры 2020"

21 ноября 2020 г. прошло дорожное ралли "Холмогоры 2020". "Дорожными" называют сейчас те ралли, которые в наше время были…

• Ралли-марафон "1000 Вёрст" (осень 2020 г.)

03-04 октября 2020 г. состоялось очередное "самое протяжённое дорожное ралли" - Ралли "1000 Вёрст". Участие в нём приняло почти…

• Авиаралли 2020

Это не было ралли на самолётах. Это было автомобильное ралли, но тесно связанное с темой авиации. Как сказано на официальном сайте ралли:…