Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Третье ратное поле России

Так называется музей в Прохоровке, Курская область, посвящённый грандиозной битве на Курской дуге в 1943 году. Мы с Ксенией съездили сюда на 23 февраля 2019 года.

История поездки чётко делится на три рассказа:
1) Автомобильное путешествие, маршрут;
2) Что мы видели в Прохоровке;
3) Параллели с другими поездками.

Автомобильное путешествие.
По первому пункту короче всего. Чтобы захватить максимум времени для музеев, мы выезжали из дома в ночь. Расстояние 700 км из Москвы по трассе М4 до Ельца, далее через Касторное и Губкин в Прохоровку. Прикинули, что езды часов 7, и в 8:30 были уже на месте. В обратный путь решено было ехать на следующий день, для чего отдохнуть в гостинице. Оба музея, гостиница, библиотека, храм расположены на одном пятачке, поэтому мы перемещались пешком. Была мысль проложить обратный маршрут как-нибудь по-интересному, но от этого оказались и возвращались напрямик по трассе М2, выехав утром, но не сильно рано. Путешественники все взрослые, поэтому ничего с собой в дорогу не брали, кроме фотоаппарата и зубных щёток. Всё, что нам требовалось, можно было легко найти в пути. Несомненно, "туда" было ехать приятнее всего - по абсолютно пустой дороге, ориентируясь только на чувство собственного комфорта и любуясь пейзажами. По мере удаления от Москвы, небо яснело и воздух становился чище. Правда, и обратный путь прошёл неплохо, уложившись в нормативные 7 часов, даже при загруженной трассе.

IMG_2553.JPGЧто мы видели в Прохоровке.
Неделю назад мы были на Первом ратном поле России и нас впечатлило, какие там выстроили музеи - современные, просторные, красивые, удобные и интерактивные. Был жуткий восторг и полный переворот представления о музеях, как о неких "хранилищах старого". Комплекс музеев и открытых экспозиций в Прохоровке и других памятных местах Курской дуги - аналогичный по своей организации и устройству. Сил и средств явно не жалели. Музеи полны подлинных предметов, реконструкций, макетов, интерактивных экспозиций и информации по теме. Открытые площадки насыщены памятниками, танковой техникой, реконструкцией поля боя или позиции. В Прохоровке два музея: "Третье ратное поле России" и "Музей бронетанковой техники", танкодром, музей-заповедник под открытым небом "Прохоровское поле", храм Петра и Павла, библиотека им. Н.И.Рыжкова. В музеях мы умудрились провести весь день, потому что кроме выставки предметов там можно было смотреть фильмы, изучать интерактивные объекты в динамике, держать в руках настоящее оружие и почувствовать себя танкистом на реальном симуляторе. Там же есть хорошее кафе, куда ходят обедать даже местные. Меня немного огорчил небогатый выбор книг в сувенирном киоске, но впечатление от музея это не портит.

Как уже говорили, прибыли мы в Прохоровку в 8:30, когда ещё ни одно кафе в городе не работало. Раньше всех открылось кафе "Блиндаж" в открытой части заповедника. Всё очень прилично: интерьер в стиле бревенчатого блиндажа, на стенах фотографии военных лет, на вешалках каски и плащ-палатки - можно мерить, у входа музыкальный автомат с песнями военных лет. Меню небольшое, но вкусное - как раз подкрепиться с прогулки. А главное - всё невероятно дёшево.

В музее "Третье ратное поле" прекрасная экспозиция о Курской дуге, а на втором этаже, куда мало кто доходит - уголок о военных фотокорах и их самые знаменитые фотографии. На первом этаже стоит настоящий танк Т-34, а рядом стойка с настоящим оружием войны, советским и немецким - можно трогать. Ксения, по давней традиции, нестандартный посетитель - ей разрешили не просто трогать, но и взводить затворы, и спускать курки, а ещё влезть в танк и лазить там сколько хочешь.

Во дворе музея располагается открытая экспозиция, изобращающая поле боя. К сожалению, всё было закрыто снегом - его в этом году очень много. Но Ксении хватило антуража для того, чтобы записать двухминутный видеоролик для одноклассников. На моё счастье, снег не закрыл автомобили - Опель и ГАЗ-М.

Музей бронетанковых войск самый интерактивный. Когда подходишь к моделям древних осадных машин, картинка на стене за ними начинает двигаться. Танк Т-34 разобран на структурную модель, которая с помощью проектора и робота-экскурсовода покажет вам всё устройство и оснащение танка - что, к чему и зачем. Огромный зал посвящён Уралмашу и выпуску танков на заводе, с настоящими пушками, снарядами, двигателями и станками; с ростовыми макетами рабочих, танков и экипажей; с маштабными моделями самого завода во всех мельчайших подробностях (даже мусор есть). Именно в этом музее есть симуляторы танка "Армата" и БТР-90, из которых дети не хотят вылезать. Во дворе - танкодром и экспозиция танковой и другой военной техники.

Рядом с музеями на той же площади стоит красивый храм Петра и Павла. Меня поразила архитектура храма. Колокольня поставлена прямо над центральным куполом, поэтому барабан купола не имеет окон. В закомарах изразцы, как на храме Троицы Животворящей в Хорошово. Внутри все стены, свободные от образов, заняты мраморными плитами с именами погибших, как в Морском соборе в Кронштадте. Можете нагладно убедиться, сколько было людей. Утром и вечером в храм шли люди на службу, и немало. К вечерне звонили, и очень красиво. Ясный закат усилил впечатление.

В конце дня зашли в библиотеку и были приняты очень тепло. Нам открыли музейный зал, всё-всё рассказали и показали. Взамен оставил в подарок несколько своих книг. Очень удобно ходить по музеям не в сезон.

Параллели с другими поездками.
Кажется, мы столько лет колесим по стране, что на любой дороге найдём знакомые приметы:
Елец в 2015 и в 2019:
Иверская церковь в селе Борщевое в 2015 и в 2019:
Т-55 у Старого Оскола в 2015 и в 2019:
Ещё обратила на себя внимание старая железнодорожная насыпь, которая тянется от Прохоровки вдоль шоссе на восток примерно 45 км. Она хорошо различима на всём протяжении, хотя проходит по нынешним сельхозугодьям и прорезана современнными автодорогами. В музее вы узнаете, что это военная ветка, построенная местными жителями для нужд фронта, и увидите фотографии об этом. Совсем как линия Свапуще - Марёво, которую мы обследовали около д. Волговерховье в 2018 году.
Tags: Елец, Ксения, Прохоровка, Путешествия, Старый Оскол, Фото

• Закрытие мотосезона-2021

Осуществилась ещё одна мотомечта – участвовал в байкерском празднике и прохождении огромной мотоколонны на закрытии мотосезона-2021,…

• Ралли-марафон "1000 Вёрст" осень 2021 на мотоцикле

2 и 3 октября 2021 г. прошло "Самое протяжённое дорожное ралли России" – марафон "1000 Вёрст". Впервые участвовал в нём…

• Мотоцикл: первый сезон

Этот сезон нахожусь на удалённой работе, так что стараюсь потратить максимум свободного времени на "налёт часов" на мотоцикле, чтобы…