Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

В Заполярье за зимой

03.01.2020 - 07.01.2020, маршрут Москва - Мурманск - Москва через М11 и Е105.

4000 км, 4 дня в пути.

Это одна из тех поездок, которые рождаются внезапно, сулят одни трудности, но в результате приносят массу восторга и удовольствия.

...Тянулась и никак не заканчивалась предпоследняя в 2019-м году рабочая неделя. В Москве и вообще в европейской части России зеленели газоны и моросили осенние дожди. Кое-где зацвели дикие цветы. Однако в голове, постепенно и с трудом освобождавшейся от суетных мыслей о работе и проблемах, молнией сверкнула идея - а не поехать ли на новогодние каникулы куда-нибудь с детьми на машине? Как представил себе, что целую неделю сидеть на диване перед телевизором... Нет, это не наш вариант. Из готовых направлений, которые обычно держатся про запас как раз на такие случаи, вроде Архыза или Бреста, все не подходили к случаю, были как-то не к месту. И вдруг бахнуло - а не поехать ли на Кольский полуостров смотреть северное сияние? Идея эта, будучи высказана жене, не встретила у неё никакого понимания, потому как ломала все планы, любовно сложенные для новогодних каникул - собрать наконец всех вместе, дома, и так далее. Пришлось сыграть не очень честно: призвать в союзники детей, выманить у них горячее согласие на путешествие, в конце додавить жену авторитетом и поставить перед свершившимся фактом - поездка решена, давай помогай её организовать. Лучшие идеи для всякой "движухи" генерируются в папиной голове. Зато по части бронирования проживания - в этом мама профессионал, у неё всегда удачный выбор. Но вдруг коса слегка нашла на камень: везде всё занято из-за новогодних каникул. Вот если бы пораньше побеспокоиться, и всё такое прочее... Несколько дней напролёт сидели мы на разных сайтах в поисках жилья на Севере и ночёвки по пути к нему. Ужимали в разные стороны сроки поездки, чтобы совместить её с визитом Деда Мороза, с боем курантов и новогодним столом, с традиционной встречей с друзьями семьи и сборами в школу в конце каникул. Надо было ещё придумать занятие маме на период нашего отсутствия и перенести поход в гости к бабушке. В итоге, на самом севере Кольского полуострова мест по приемлемым ценам не нашлось. Выбрали какую-то базу отдыха в Мурманске - ничего более приличного не было. Для ночевки по пути нашли обычную гостиничку в Петрозаводске. Подумалось - что ж, Мурманск не так плохо. Всё-таки большой город, в нём скучно не будет. Проконсультировался со знакомыми из Мурманска, которые присоветовали несколько мест в городе. Правда, они же и сказали, что северное сияние из Мурманска не видно, для этого нужно уезжать севернее, на берег Баренцева моря, в Териберку например. Да и то - как повезёт. Может, пасмурно будет, а может, вообще не засияет - северные сияния в последнее время стали реже. Зато будет самый разгар полярной ночи, которую мы до этого ни разу не видели своими глазами.

В итоге план получился такой:
- Выезжаем 3-го января, но не очень рано, мчим как можно быстрее по М11, сворачиваем на Е105, где-то по пути обедаем, может быть ещё где-нибудь остановимся погулять, ночуем в Петрозаводске с 3 на 4 января;
- Из Петрозаводска стартуем пораньше 4-го января и жмём до Мурманска, чтобы приехать пораньше и побольше погулять;
- Живём в Мурманске до 6-го января;
- Обратно выезжаем 6-го утром и двигаемся тем же порядком: до Петрозаводска, ночуем с 6 на 7 января и 7-го января вечером возвращаемся домой.
Выписал себе достопримечательности, которые могут встретиться по пути:
- Мясной Бор: там дед Василий Иванович воевал, я видел фото 1942 года. Можно сделать короткую остановку;
- Чудово: село на трассе, наверняка можно найти где поесть;
- Старая Ладога: можно сделать обед и побегать по крепости, помянуть князей Рюрика, Вещего Олега и Игоря, а также свои скандинавские корни;
- Петрозаводск: большой город, можно остановиться на ночевку;
- Мурманск: атомный ледокол «Ленин», памятник коту Семёну, памятник треске, океанариум, кроме всего прочего.
Но конкретный распорядок должен проясниться в дороге. Этим и удобны автопутешествия: захотел - остановился, захотел - поехал дальше.

Дети-то у нас подросли. Собирать их в путешествие стало гораздо проще. Так, им поручили составить себе списки вещей, которые они возьмут с собой: любимые игрушки, резинки для волос, книги для чтения, наборы для рисования, мультики, кино, телефоны, планшеты и т.п. Примерили им зимние наряды - не малы ли. Все же в осенних ходят. Собрали одежду, обувь и прочие вещи, с запасными комплектами, не стесняясь размером сумок - автомобиль всё увезёт. На младшую теперь впору многие вещи от старшей, а старшей пришлось дать кое-что из маминой одежды - из своего выросла. Собрали запас продуктов и термосов с чаем в дорогу. Дети взяли с собой каждый свой фотоаппарат и снимали ими по дороге. И самое главное - ледянки, чтобы кататься на них со снежных горок!

Очень интересный получился маршрут - через весь Русский Север, по Волхову (в Великом Новгороде были в 2016 году) к Ладожскому озеру, затем к Онежскому озеру, вокруг Белого Моря, лёд которого дети ломали в 2017 году, по Карелии с её ледниковыми валунами и озёрами, затем за Северный Полярный Круг, к незамерзающему Баренцеву морю. Гидроэлектростанции на могучих реках, подъёмные мосты на морских трассах, Кольская АЭС, древние крепости на пути «из варяг в греки»... Говорю детям - запоминайте названия стран, городов, рек и озёр, мимо которых мы проезжаем! Потом встретите знакомое имя - прочитаете, или скажет кто-нибудь, или в школе, а вы ответите: "Я там был!" Пусть одноклассники обзавидуются!

По мере продвижения на Север Солнце опускалось всё ниже, становилось всё темнее, однако не становилось холоднее. Весь первый день было по-осеннему сыро. На второй день, в Карелии, в лесах появилось немного снега. Как же дети ему обрадовались! Но это ещё что.

Заполярье встретило нас заснеженной тайгой, замёрзшими реками и озёрами и освещёнными горнолыжными склонами. Зато Мурманск поднял на нашем пути настоящую пургу! Ветер сдувал с дороги, пути перемело, скалы обледенели. Но это не помешало нам без проблем добраться до базы отдыха. Она оказалась на территории большого зимне-спортивного комплекса, где была масса освещённых горок для ледянок! Побросав вещи, мы все сразу же пошли кататься. Метель нам не мешала. Снега было очень много, сугробы - взрослому по плечо. Стоял мороз днём -7-9С, а ночью до -14С: настоящая зима! Так мы и прокатались все два дня на горках и провалялись в пушистом мягком снегу - не хотелось отрываться. Не поехали мы ни в какую Териберку, жаль было времени. Делали перерывы только на поесть, поспать, да побывали в морском порту, пробираясь между ж/д путей, грузовых кранов и гигантских кораблей, чтобы посмотреть на атомный ледокол «Ленин» и на незамерзающее море. Насмотрелись на полярную ночь, когда в самый разгар дня также "светло", как в Москве на закате. Такое время вечного заката - в нашем восприятии. Снег по-зимнему сухой - сколько в нём не валяйся, ничего не промокает. Домик был тёплый, еда - вкусная, постели - мягкие. Отдых удался!

На обратном пути заезжали в Старую Ладогу (по пути на Север мы достигли её в темноте и решили погулять в другой раз, по дороге домой). Детям очень хотелось побегать по старой крепости. Старины там хватает - и урочище "Сопки" с могилой Вещего Олега, и развалины крепостей разных эпох, от XII до XVII вв. Накануне выпал снег, к нашему приезду он мирно таял, зато позволил лепить из себя снежки и прочие комки, что детям было очень радостно. В Старой Ладоге мы купили себе деревянные записные книжки под старину, в Петрозаводске - украшения из шунгита, так что возвращались не с пустыми руками.

Дети не только выросли, но и стали более опытными и зрелыми путешественниками. Многодневная поездка стала для них проверкой, которую они с честью выдержали. По их собственным словам, путешествие им очень понравилось. Они легко перенесли все тяготы длинного пути. Ни у кого из нас не осталось негативных впечатлений. Мне приятно путешествовать с ними вместе: дети всё больше становятся верными товарищами и надёжными соратниками в пути, чем просто слабыми детьми, принимая на себя какую-то часть общих забот, по своим силам конечно. Детям же ездить друг с другом гораздо лучше, чем поодиночке - они друг друга поддерживают, веселят, развлекают. Все вместе мы ценим путешествия на автомобиле в разные интересные края и умеем получать от этого удовольствие. Хорошая у нас сложилась команда.

Мама тоже не осталась в убытке - она доедала новогодние салаты, нашла себе интересные экскурсии по культурным местам города, от которых пришла в полный восторг. В День Рождества, когда вся семья снова оказалась в сборе в своём доме, всем было что рассказать и показать друг другу.
Tags: Дети, Елена, Ксения, Мурманск, Отдых, Путешествия, Старая Ладога, Фото

• Два кольца - два конца.

О финалах кольцевых чемпионатов России-2008. О финале российского турингового чемпионата RTCC, отгремевшего 29.09.2008 г. в Лужниках, мы…

• Мотоцикл: первый сезон

Этот сезон нахожусь на удалённой работе, так что стараюсь потратить максимум свободного времени на "налёт часов" на мотоцикле, чтобы…

• Поклонный крест для избушки отшельника Тимофеюшки

Итак, местоположение землянки отшельника Тимофеюшки было найдено. Все эти поиски затевались не просто так - мы хотели увековечить память этого…