Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Переосмысление автопутешествий: Москва - Димитровград - Сергиевск - Ульяновск - Нижний Новгород

Нет-нет, вовсе не собираюсь «вешать шлем на гвоздь» и ставить автомобиль на прикол. Однако думается, что отчёт о поездке в Мурманск был написан несколько эмоционально, но малоинформативно. Раньше много места отводилось информации прикладного характера - как собрали детей, какие вещи взяли с собой, как подготовили автомобиль, как спланировали маршрут, какой километраж, расход топлива и время движения. Почему же в этот раз ничего  этого не рассказано?

Пишу из большой командировки по маршруту Москва - Димитровград - Сергиевск - Ульяновск - Нижний Новгород. Она ещё не закончилась: снежные заносы задержали на сутки возвращение домой. Было время подумать, и я считаю, что характер повествования изменился по той причине, что дети выросли — изменился не только процесс подготовки к автопутешествию, но и сами автопутешествия - их цели, задачи, интересы.

Так вот, подробнее об этом:

Дети путешествуют с нами на автомобиле с самого раннего возраста, но не всегда это было легко. Наши отчёты тех времён полны прочувствованных историй о трудностях, которые щедро дарили нам дети на каждом километре пути, о полных багажниках детской одежды, памперсов, детского питания, игрушек и книг для чтения вслух, о внезапных неожиданностях... Строгий расчёт движения, чтобы не нарушить детский распорядок дня, питания и сна. Не застудить на остановках. Переодеть в сухое. Кто-то не любил ездить и орал всю дорогу, если не ехать ночью, когда он спит. И нельзя останавливаться, так как проснётся от остановки. Кто-то наоборот, в детстве хорошо переносил поездки, а повзрослев, стал привередливым. Наши первые путешествия на Селигер - 400 км - занимали целый день и носили характер серьёзных экспедиций. Устаревшие опасные дороги и их бедная инфраструктура (не на каждой заправке и не в каждом кафе можно было останавливаться) в прошлом тоже добавляли трудностей автопутешественникам.


04.06.2020. АЗС по пути, Рязанская обл.

Сейчас дети выросли - не дети уже, школьники. Стали опытными автопутешественниками. Собрать их в путь стало не труднее, чем взрослого. Ушли в прошлое горы детских вещей. В наши дни возим по небольшой сумке вещей на каждого и по 2-3 любимые игрушки. Перестали брать книжки для чтения вслух, хотя берём альбомы для рисования. У каждого теперь есть свой телефон и свой фотоаппарат. Да ещё возим с собой запас мультфильмов на дисках, так как в машине есть видео, но включаем его редко, только на самых утомительных перегонах. Раньше непременнным атрибутом автопутешествий были сосиски и пончики на заправках. Сейчас запасаемся сухпайком и термосами с чаем из дома - намного дешевле и экономит время на остановках. План поездки можно менять спонтанно, прямо по ходу движения: хотим - едем, хотим - останавливаемся. У каждого есть своя часть общей работы, за которую он отвечает: приготовление бутербродов, звонки маме и т.д. 400 км для нас уже не расстояние. 1000 - да! Хотя по-прежнему есть некоторые стогие правила, например: отстёгиваться и выходить из машины только по команде, зимой санитарные остановки делать только на заправках, у каждого есть своё место в автомобиле, вещи в салоне раскрепляются определённым образом, и так далее.


04.06.2020. Ульяновск. Ужин.

Автомобильная поездка для нас - уже само путешествие, само приключение, а не просто утомительный путь к цели, который надо перетерпеть. Мы любим движение, любим скорость, смену пейзажей и времён суток за окном, поесть и поспать в автомобиле. А веселее всего, когда пассажиров заваливает на бок на виражах, подбрасывает вверх на трамплинах и проваливает вниз на спусках.

За прошедшие годы автодороги и их инфраструктура значительно изменились. Большинство дорог было реконструировано, расширено и оборудовано по современным требованиям. Скорости движения на них повысились. Сошли на нет старые советские грузовики, ранее загромождавшие дороги. Найти по дороге заправку топливом или кафе для людей совершенно не проблема. Хотя страна у нас большая и есть много трасс, где АЗС встречается раз в 200-300 км, а сотовая связь не ловится. Для этого на некоторые маршруты беру с собой канистру с топливом и всегда имею с собой большой набор разных инструментов (ключей, головок, отвёрток и пр.) и мелочей для полевого ремонта (метизы, лампочки, хомуты, скотч и пр.). В последнее время в багажнике имеется лёгкая стальная лопата и комплект тёплой рабочей одежды - не только для автопутешествий.


05.02.2020. Чувашия. Метель.

Автомобили тоже стали не те. Машины советского производства требовалось специально готовить к дальним поездкам, как то: протянуть все гайки, промазать все соединения, закрепить шланги и провода, поднять давление в шинах, проверить дворники, проверить лампочки, проверить печку, желательно дооснастить авто большими брызговиками, противотуманными фарами, защитой картера, и много ещё разных хитростей. Совеременный автомобиль требует лишь своевременного ТО. Он больше, мощнее, оснащёнее и надёжнее в разы всей той техники, с которой мы начинали. Стандартный современный автомобиль способен ехать так, как 10 лет назад мы могли ездить лишь на гонках на специальных спортивных машинах. Казалось - в наши дни можно мчать как ветер, но случилось неожиданное.


06.02.2020. Нижний Новгород.
В прошлом мы гнали по шоссе по 160 км/ч и быстрее, но не только от молодой горячности. На узких дорогах, забитых еле ползущими по 40-50 км/ч грузовиками, без мест для обгона, только так можно было добиться сколько-нибудь приемлемого времени в пути. В 2007 году проезд из Москвы на гонку в Гуково (1000 км) по тогдашней трассе М-4, называвшейся "Дорогой смерти", занимал 14 часов (ночью без пробок). В наше время, по реконструированной многополосной трасса М-4 "Дон", идущей мимо населённых пунктов и без старых грузовиков на ней, это занимает меньше 10 часов, без гонки "на всю железку" и без лихих обгонов. Казалось бы, современные магистрали и новейшие автомобили позволяют развивать скорость авиетки - но нет, не хочется этого делать. Грузовики ушли в правый ряд, стабильно держа 90 км/ч, трасса свободна и прекрасно читаема. Хочется ехать не лихо, а комфортно, держа скорость 110-130 км/ч на круиз-контроле. Для длинных маршрутов имеет значение не максимальная, а СРЕДНЯЯ скорость движения, то есть полное расстояние вашего маршрута делить на всё ваше время в пути, включая все задержки и остановки. Водителю требуется не гнать что есть сил, а просчитывать заранее весь маршрут, чтобы как можно дольше поддерживать высокую среднюю скорость и как можно меньше испытывать задержек (траффик, камеры, радары, заправки и пр.). Для этого я обычно прохожу крупные города ночью, прикидываю, на каких участках маршрута смогу создать запас времени, а на каких предвидится снижение скорости и прочие препятствия. Для автопутешествия также имеет значение, хотите ли вы быстро ехать или хотите смотреть вокруг. Если смотреть, то двигайтесь днём, но это медленнее. Если ехать, то двигайтесь ночью - правда, не увидите ничего вокруг. Так и раллисты планируют тактику на спецучастках - где "прижать", а где "слить".


06.02.2020. Нижний Новгород.

Теперь о командировке. Маршрут см. в заголовке. Дело это трудное, если кто подумал, что юрист - это офисная непыльная специальность. По плану должна была длиться с 4 по 6 февраля, но была продлена до 7-го из-за снежных заносов на дорогах. Прекрасная возможность проветрить мозги от рутины. Но почему не воспользоваться самолётом и такси? Не по душе мне это. Я люблю сам управлять автомобилем и умею сделать так, что командировка будет дешевле, чем на самолете, и быстрее, чем на поезде и такси.

Москва - Димитровград: сначала по М-5 "Урал" до п. Новые Выселки, в них налево на срезку по малой местной дороге мимо красивейших монастырей и церквей до участка трассы М-5 до Саранска (да, есть отдельный такой участок), далее по Р-178 до Ульяновска, пересечь Волгу по старому мосту и далее по единственному шоссе двигаться до Д-града. 1000 км, время в пути 15 часов.

Время старта 7:00, погода +3С. Падавший несколько дней снежок растаял и на дороге была отличнейшая грязь с песком. А съехав на срезку, колёса попали на чистый белый снег, выглаженные тихие дороги, по которым регулярно проходит грейдер. Вид белых, а не тёмных, полей зимой хорошо поднимает настроение, заставляя чуть сильнее нажимать на акселератор и чуть резвее входить в повороты, переходя на одну передачу ниже и слегка ставя в занос свой симметричный полный привод.

Погодные условия менялись по ходу движения и шли как бы полосами: то температура выше и дорога мокрее, то воздух холоднее и дорога суше, а иногда морозный иней на деревьях. Гололёда не попадалось. Однако все дни командировки не переставал дуть свирепый западный ветер, иногда усиливавшийся до шторма. Пришлось вспомнить навыки авиатора, хотя в статье приведён пример с ровным ветром, а мне достался шквалистый, порывистый и внезапный. Поперечная болтанка была весьма сильной.


04.02.2020. АЗС где-то в Рязанской области.

Накануне, очевидно, прошли снегопады и дороги обильно посыпали песком. После таяния снега оставшаяся грязь налипала на колёсных дисках, приводя их в ощутимый дисбаланс. Кроме этого, сырость на дороге поднимается в воздух колёсами автомобилей и становится вредоносной, как вирус. Если вы едете один, то грязь облепляет борта и корму вашего автомобиля, проникая в зазоры дверей и окон. Если вы едете в потоке, то летающая грязь покрывает лобовое стекло, фары, боковые зеркала и стёкла. Омывающая жидкость льётся вёдрами, и всё равно иногда приходится останавливаться и чистить фары и зеркала. Я всегда отмываю боковые стёкла и зеркала перед въездом в города, чтобы свободно маневрировать в уличном потоке, а также передние и задние фары перед ночной ездой.

Где-то в Мордовии стала спускать одна шина и пришлось заехать на шиномонтаж, благо он не был закрыт (в провинции торговые и сервисные точки закрываются рано, кроме винных магазинов). Там же была и мойка, на которой за 160 рублей весь автомобиль отмыли от песка ("технологическая мойка"). Обед безо всякой экономии, в местном кафе в центре, где памятник Ленину, вокзал, администрация и все госучреждения: 105 руб. Это очень дёшево. Спокойно ехать получалось не везде - часто беспокоили звонками по работе. Время от времени приходилось останавливаться, чтобы поработать на компьютере.


04.02.2020. Городок где-то в Мордовии.

Навигатор, показывая расчётное время прибытия, почему-то накидывал лишний час, чем должно было быть, хотя средняя скорость движения никак не была ниже 60 км/ч. Только в Димитровграде дошло, почему - другой часовой пояс! Почти у самого финиша позвонил друг Костя из Израиля, с которым проболтали без малого час, для чего пришлось съехать на обочину и остановиться - навигатор находился в том же телефоне, на который поступил звонок, а дорогу по городу я не знал. У Кости был 21 час, на часах автомобиля - московское время 22 часа, а в навигаторе - 23 часа по местному часовому поясу. Снега в Д-граде оказалось много, улицы в частном секторе - давно не чищенными, и если бы не высокий клиренс и полный привод, идти бы мне до гостиницы пешком.


Димитровград - Сергиевск: очень интересный маршрут по Самарской области через деревни и пахотные поля, см. карту: 130 км, в пути полтора часа.


05.02.2020. Димитровград, частный сектор.

Время старта 7:00. Ночью температура опустилась до -4С. Навигатор изначально прогнозировал 1:55. Не знаю, почему получилось 1:30. Сначала по Ульяновской области идёт совершенно прямое шоссе с периодическими зонами контроля средней скорости, но затем, на границе Самарской области, мой маршрут сворачивает на местные колхозные песчанно-гравийные дороги, в обиходе называемые "грейдер". Когда грейдер ровный, невозможно отказать себе в удовольствии прокатиться чуть быстрее, чем положено, и почувствовать его скользкую поверхность под своими колёсами. Самарские грейдера оказались идеально ровными и покрытыми укатанным снегом - как на первой фотографии. Вокруг расстилалась бескрайняя степь, дышавшая прошедшими тысячелетиями. Путь пересекал реку Кондурчу, связанную с именами Тамерлана и хана Тохтамыша. Редко-редко попадались русские деревни, казавшиеся покинутыми до лета: в домах ни огонька, на снегу - ни следа, ни одного автомобиля. Если вдруг что-то случится, то не знаешь, куда бежать за помощью - сотовая связь тоже отсутствует. Снега на полях далеко не мало, а местами большие снежные заносы, прорезанные по линии дороги старательным снегоуборщиком. Сугробы в таких местах выше автомобиля. Чисто, бело, ровно и скользко. Простор на тысячи километров, солнце - восторг!


Сергиевск - Ульяновск: Через Кошки и Димитровград: 240 км, из них 80 км забитого шоссе от Д-града до Ульяновска. В обратный путь навигатор построил другой маршрут до Д-града, чем тот, которым я ехал в Сергиевск. Уж не знаю, почему. Поэтому всегда стараюсь сделать по пути максимум фотографий - а вдруг больше не проеду этой дорогой? В этот раз так и вышло. Но я рад - не люблю возвращаться той же дорогой. Было практически ясно, солнце поднялось уже высоко, и дороги местами высушило от снега - он просто испарился.


05.02.2020. Самарская обл. Следы на снегу (слева заяц, справа снегоход).

От Д-града до Ульяновска только один путь, который для меня отличился тем, что постоянно беспокоили звонками по работе и каждый раз приходилось съезжать на обочину, расчехлять компьютер и решать очередную проблему. Времени на это ушло очень много. Поэтому этот кусок в зачёт не берётся, а отсчёт начнём с Ульяновска, когда стало можно отключиться от переговоров и бумаг и предаться одному движению.


Ульяновск - Нижний Новгород: по Р-178 (шоссе в Саранск) до п. Сурское, далее направо и через Алатырь, Порецкое, Сеченово, Сергач, Княгинино и Б.Мурашкино на трассу М-7 "Волга" (в объезд Лысково, где вечные пробки): 500 км, время в пути круглым счётом 6 часов, при том, что спустилась ночь. Снежные бураны, налетая на 20-30 минут, снижали видимость до нуля. Штормовой ветер силился сдуть с дороги. Позёмка ползла поперёк шоссе, как нечто инопланетное, живое и чуждое. Зато в перерывах между зарядами распахивалась морозная твердь неба с алмазными звёздами, освещавшими путь. Луна серебрила горизонты. По номерным трассам вяло ползли вереницы грузовиков - не столько, как днём, но всё же достаточно для задержек. Зато на местных дорогах было пусто, заснеженно и свободно. Да, ночью не видны окрестные пейзажи, но давно я не получал такого удовольствия просто от езды, от летящей навстречу полосы дороги, от её изгибов, от водительских трудностей в сложных погодных условиях и от чувства свободы. Держа комфортную скорость 110-120 км/ч, средняя на местных дорогах получилась выше, чем на более прямых и скоростных номерных магистралях (из-за невозможности обгона грузовиков, всё-таки эти трассы по техническому оснащению - прошлый век).


05.02.2020. Ульяновск.


Нижний Новгород - Москва: по М-7 "Волга" по Владимирской объездной: 450 км, время в пути 5 часов до МКАД и ещё полтора часа по Москве. Без остановок, кроме заправки. Рассказать особо не о чем, кроме того, что выехал в 8:00, поэтому путь был достаточно свободен (утренние пробки сошли, вечерние ещё не настали).

Итого полный пробег за 3 дня: 2320 км: 1000 км в первый день, 870 км во второй день, 450 км в третий день (округлённо).
Или среднеарифметически 762 км в день.
Времени на движение потрачено: 31,5 часов (включая ударную работу по пути между Д-градом и Ульяновском со всеми остановками): 15 часов в первый день, 11,5 часов во второй день, 5 часов в третий день.
Или среднеарифметически 10,5 часов в день.
Средняя скорость по простой формуле V=S/T составила: 67 км/ч в первый день, 76 км/ч во второй день, 90 км/ч в третий день.
Или среднеарифметически 74 км/ч.


05.02.2020. Ульяновск.

P.S. Вместо детей, всю дорогу меня дёргали с работы. Хорошо что в командировках  у меня с собой "походный офис" и я могу работать везде, где бы я не находился - в машине, на АЗС, в кафе, в гостинице и так далее.

04-06.02.2020. Работа в пути.


07.02.2020. Дома.

Tags: Автомобили, Димитровград, Нижний Новгород, Путешествия, Ульяновск, Фото
Subscribe

  • Мотоцикл: первый сезон

    Этот сезон нахожусь на удалённой работе, так что стараюсь потратить максимум свободного времени на "налёт часов" на мотоцикле, чтобы…

  • Поклонный крест для избушки отшельника Тимофеюшки

    Итак, местоположение землянки отшельника Тимофеюшки было найдено. Все эти поиски затевались не просто так - мы хотели увековечить память этого…

  • Отчёт о проекте "Мотоцикл"

    Этот кусок жизни можно назвать отдельным проектом, который был начат и трудами и скорбями многими доведён до логического завершения. Это не чисто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments