Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Экскурсионный день 18.10.2008 г.

В этот день дочь гостила у бабушки, и мы с Наталией могли делать что захотим. Нормальные люди, избавившись от ребёнка, валяются на диване перед телевизором с пивом в руках, или идут в гости. А мы каждый раз садимся в машину и колесим по стране с раннего утра до поздней ночи. Сначала мы планировали поездку во Владимир - Боголюбово - Суздаль - Юрьев Польский - Переславль Залесский, но утром 18-го наша машина была записана на ТО, отдали её только в 13, далеко ехать было поздно. После нелолгого раздумья, мы решили поехать на Бутовский Полигон. А потом поехали ещё куда-то и ещё куда-то...

Традиционно, фотоотчёт о поездке. Оригиналы фото - на ФотоФайле, лучше открывать в большом размере. К описанию интересных мест будут прилагаться ссылки на тематические интернет-ресурсы, где можно найти больше информации об объекте, чем могу дать здесь, и лучшие фотографии, в том числе исторические.
 

Часть первая. Бутовский Полигон.

Для тех, кто не знает, Бутовский Полигон - это место массовых расстрелов 1937-1939 гг.
Ссылки на тематические сайты: Бутовский Полигон - Русская ГолгофаБутовский полигон - Википедия.

Бутово - район на юге Москвы. По старому Варшавскому шоссе, поворот по указателю, и через 700 метров вы приедете к мемориальному комплексу. Он состоит из двух частей: территория Храма Воскресения Христова и Новомученников и Исповедников Российских в Бутове, и сам Полигон. Около храма прекрасная автостоянка.

Приезжающих встречает Храм Воскресения Христова и Новомученников и Исповедников Российских в Бутове. Справка из путеводителя: 
"Храм Воскресения Христова, новомучеников и исповедников российских построен на искусственно насыпанном холме, а рядом с храмом — поклонный крест.
Храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских состоит из «нижнего» и «верхнего» храмов, так же как Церковь Христова состоит из Церкви земной, воинствующей, и Церкви небесной, торжествующей.
В притворе мы видим фотографии пострадавших, предметы, которые были найдены в раскопах. Затем следует музейная экспозиция, в которой собраны вещи принадлежавшие тем, кто прославлен в лике святых. Далее мы попадаем в основную часть храма, где по периметру располагается 51 икона новомучеников в точной хронологической последовательности, в какой они были убиты. На каждой иконе святые изображены группами точно так, как они были расстреляны, и написана дата расправы над ними. Получается своеобразный живой календарь. В нижнем храме все напоминает о мученическом подвиге: здесь низкий плоский потолок, что не характерно для храма. Это символ того, что в земной жизни мы должны научитсья смирению, чтобы удостоиться общения с Богом и жизни вечности, то есть воскресения. Из нижнего храма можно подняться по лестнице наверх, в храм Воскресения Христова, удивительно светлый и просторный, с высокими сводами. Здесь можно ощутить торжество Православия: через страшные мучения к свету и радости, которую уже никто отнять не сможет, к любви Божией
".
 Вид Храма с другого ракурса.
 Резные детали шатров и колокольни.
 Вход в нижнюю часть Храма: резной портик, мозаика, кованные двери.
 Вход в верхнюю часть Храма.
К сожалению, внутри храма нельзя фотографировать, а жаль - там удивительные деревянные резные кивоты икон и деревянный резной иконостас из цельного массива. К сожалению, не знаю породу дерева, но цвет и фактура напоминают или топлёное масло, или мёд. Удивительная тонкая резьба, и весь интерьер смотрится нарядным. В храме мы увидели несколько икон, имеющих явно почтенный возраст судя по письму: Св. Архангел Михаил, тёмный лик Богоматери, сцена Страшного Суда.
Нижняя часть была закрыта на ремонт, но мы попросили - и нас туда пустили. И хотя пройти можно было не везде, музейную экспозицию мы посмотрели. Там на стенах фотографии раскопок расстрельных рвов, фотографии следственных документов и убитых людей, подлинные вещи узников.

 Рядом с храмом находится памятный крест, сделанный из трёх цельных сосен и доставленный по воде с Соловецких островов.
 Бутовский крест.
 Элемент насыпи - каменная лестница. Насыпь - постамент креста - выполнен из битого камня (известняка, также известного как бутовый камень). Среди камней попадаются куски со следами резьбы. Возможно, они были частями разрушенных церквей? Неизвестно.
   
 Резная отделка верхней части креста.
 Нижняя резная часть креста.
 Резьба по Бутовскому кресту представляет собой сюжет, повествование. Поясняющий плакат находится возле креста (на фото можно прочитать текст).

От территории Храма через дорогу переходим на территорию Полигона. Пасмурная погода, моросящий мелкий дождь, облетевшие листья, голые деревья гармонировали с настроением, которое пришло к нам в этом месте застарелой смерти.
 Рядом обнаружилась вполне современная колючая проволока.
 План-схема Бутовского Полигона. Голубые ленточки - это расстрельные рвы.
 Деревянная часовня на Полигоне.
 Деревянная церковь Новомученников и Исповедников Российских.
 Один из памятных крестов на Полигоне.
 Расстрельный ров. Сейчас они имеют вид невысоких насыпей, и засеяны травой. Теперь их называют Погребальными рвами. И честно говоря, становится не по себе, когда смотришь на эти страшные могилы, "массовые захорошения", похоронившие в себе столько людских жизней.
 Вид парка, устроенного на месте Бутовского Полигона. Белое на земле - садовый укрывной материал. По нему хорошо видны расстрельные рвы. Они здесь повсюду.
 Расстрельные рвы.
 Церковь на фоне расстрельных рвов.
 Часовня на фоне расстрельных рвов.
 Детали современного оформления мемориала.
 Памятный знак.
 Табличка с именами расстрелянных и даты казни. На этой - одни корейские фамилии. Видели ещё венгерские, и много-много русских.

С территории Полигона мы снова возвращаемся к Храму.

 Деталь оформления кованной ограды храма.
 Безымяннный крест позади храма. Здесь отмечена чья-то могила? Неизвестно.
 Возле храма есть детская площадка, сделанная из дерева и украшенная резными фигурами.
 Деревяннный голубь.
 Игрушечная мельница. Наталия рядом с ней напоминает ребёнка.
 Качельки.
 Резные жар-птицы охраняют игрушечный мостик.
На этом экскурсия по Полигону завершилась, но день ещё не погас, и у нас оставалось много энергии.


 
Часть вторая. Остатки детства.

30 лет назад в Бутово у нашей семьи был дачный дом. Его выстроил мой прадед за много лет до Революции. Наша семья проводила здесь лето (я тогда был совсем маленьким). Когда Бутово включили в черту Москвы и стало известно о планах его застройки, нам пришлось расстаться с этим домом. С тех пор я не был здесь. Поэтому решил заехать.
Конечно же, судьба Бутова - того, которое мы знаем с детства - не переставала интересовать и до сегодняшнего дня. Кое-что знали по рассказам знакомых и родственников, кое-что видели по спутниковым снимкам, тревожно вглядывались из окон поездов и автомобилей. Видели как менятся местность, застраивается домами и исчезает, уходит в прошлое. Но так, чтобы приехать и посмотреть своими глазами - впервые за столько лет.

Грустно плакала дождливая осень - печально видеть исчезающим и умирающим то, что ты помнишь ярким и большим.

Фотоотчёт об этой части поездки ЗДЕСЬ.



Часть третья. Ночная гонка за церквами.

Пока ездили на Бутовский полигон и на бывшую дачу, пока перекусили - по-осенннему рано стемнело. Осматривать что-то под открытым небом стало невозможно - всё темно и уже закрыто. Но возвращаться домой не хотелось, сердца рвались в полёт - только сами не знаем куда. Наобум решили поехать по старому Варшавскому шоссе на юг - авось что-нибудь увидим. Только уже через пару километров, в Подольске, попали в глухую пробку (!). Быстро развернувшись, решили объехать Подольск по Симферопольской трассе. Выйдя на неё, в районе моста через реку Пахру и поста ГАИ, увидели слева от трассы в деревне освещённую церковь, поехали к ней - и тут поймали свою волну. Так мы и ездили пол-ночи от церкви к церкви, пытаясь их разглядеть (что осложнялось запертыми воротами) и сфотографировать (что совершенно невозможно сделать PowerShot'ом G3 в условиях нехватки света и штатива). Часть церквей была известна, часть неожиданно была обнаружена благодаря дорожным указателям (радует, что такие есть на наших дорогах). Так были исследованы районы г. Чехова и Серпухова. Получилось почти как игра, где контрольные точки "берутся" на автомобилях, а доказательством служит фото (просьба не бить за их качество). Поздние прохожие и влюблённые парочки только успевали удивляться странным приезжим, которые в потёмках фотографируют храмы.

 Первый "пойманнный" нами Храм - Покрова пресвятой Богородицы села Покров, около Подольска, на высоком берегу реки Пахры. Случайно увиден с дороги.
 Красивые кованные ворота с железными цветами.

 Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Новосёлки Чеховского района, на берегу реки Люторки. Точки - это дождь. К этой церкви мы ехали целенаправленно.

 Вознесенская Давидова Пустынь в селе Новый Быт Чеховского района, на берегу реки Лопасня. Дождь. Мы о ней знали, но поехали спонтанно, увидев дорожный указатель. Я помню, как ездил в этих местах на велосипеде и Запорожце 8-10 лет назад (в тех краях у меня дача). Тогда тихое шоссе, где редко можно было встретить автомобиль, шло мимо глухих лесов и пустынных полей. Шоссе заканчивалось в Новом Быте, где была центральная усадьба одноимённого колхоза. Пустынь в то время представляла собой жалкие развалины, заброшенные и забытые (как и колхозное хозяйство). На другом берегу Лопасни раскинулись величественные руины пионерского лагеря АЗЛК (ссылка 1, ссылка 2). Теперь же мы попали на оживлённую трассу, забитую фурами и автобусами, на полях раскинулись целые промышленные города - заводы, склады и терминалы, зарево которых заглушало робкие огоньки жилых деревень. Свеженастеленное полотно дороги пело под колёсами машин. Неизменными остались только древняя река, да ещё руины пионерлагеря АЗЛК, такие же несчастные и разграбленные. Пустынь нарядно блестела отремонтированными строениями и новой краской, несмотря на ночь и дождь. Правда, внутрь пройти было нельзя, ворота были заперты.

 Дорожный указатель на Храм Преображения Господня в урочище Старый Спас на берегу реки Лопасня. Указатель расположен на дороге Новый Быт - Чехов прямо около моста через Лопасню. Хотя мы излазили все прибрежные дорожки, тропинки и заросли, найти сам храм нам не удалось, несмотря на все усилия джипа и GPS-навигатора. Но фото указателя оставили на память, так как недоумеваем до сих пор - как правильно пишется? Храм Преображения Господня или Храм "Преображение Господне"?

Затем мы двинулись в Чехов, где хотели посмотреть одну красивую церковь, и по пути увидели указатель на Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Это очень редкое посвещение. Церковь была не подсвечена, поэтому фото не получилось. Она на ремонте, в лесах, территория не убрана. Находится в городе Чехов, улица Солнышевская, между домами 22 и 24, на высоком левом берегу реки Лопасня.

 А на высоком правом берегу реки Лопасня, в городе Чехов, на улице Пушкина, стоит красивая Анно-Зачатьевская Церковь - ещё более редкое посвещение. Сюда мы ехали целенаправленно.
 При церкви ухоженное кладбище с богатыми и старинными надгробными памятниками. Все памятники, которые нам удалось разглядеть из-за ограды, установлены 100-200 лет назад Васильчиковым и Ланским, очевидно находившимся в родстве. Кто были эти люди и что они значили в истории города Чехов, мы не знали. Теперь будем искать в книгах.
 Церковное кладбище с красивыми надгробными памятниками.
 Интересно, что церковь как будто состоит из двух частей, которые даже покрашены по-разному. Возможно, колокольня пристроена позднее?
 Рядом с церковью находится святой источник, к которому ведут лестницы. Как видите, очень красивое оформление. Мы видели, как даже в поздний час к источнику приходили люди и набирали воду в бутылки. Вода очень вкусная.

Теперь переместимся в древний город Серпухов, пол-часа на машине по старому Варшавскому шоссе. Его исторический центр находится на холме у слияния рек Серпейки и Нары (притока р. Оки). Холм этот естественного происхождения, но доработанный человеком - прорыт ров с береговой стороны, выровнены и укреплены склоны, построен серпантинный подъем, построен кремль. Сначала кремль был деревянный, затем каменный, но в 30-х годах камень его стен был разобран ударными комсомольцами на оформление Московского метрополитена. Остался только фрагмент крепостной стены в три проёма.
Сюда мы ехали тоже целенаправленно. По древней дороге мы поднялись на вершину кремлёвского холма.
 Троицкий собор не передан верующим, а составляет часть Серпуховского историко-художественного музея. У собора расположена мемориальная площадка и вечный огонь - память о Великой Отечественной Войне. Это место облюбовано гуляющими парочками, уединяющимися в своих автомобилях на краю крепостного вала. В тот вечер на маленькой верхней площадке стояло штук пять таких машин. Наталия к тому времени была настолько полна впечатлениями, что забыла, с какой стороны подходить к машине и угодила обеими ногами в глубокую лужу в темноте. Зато с интересом заглядывала за край крепостного вала и замечала всех кошек, шныряющих в ночи.

 Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Ильинская церковь в Серпухове: вид с кремлёвского холма.

 Троицкая церковь случайно обнаружена в ночи по соседству с Ильинской церковью. Вид у неё заброшенный и запущенный; зловеще светит сквозь тучи луна.

 Церковь Илии Пророка в Серпухове.

 Собор Николая Чудотворца Белого. Как оказалось, он не просто храм, а кафедральный собор. Интересно, откуда такое странное прозвище - "Белый"?
 По торцевой стороне расположены мозаичные иконы святых, причём специалист по иконописи Наталия не смогла узнать никого из них. Интересно, эти иконы были всегда, или это явление новейшего времени?
 Узнать смогли только Николая Чудотворца, да и то - по надписи на иконе. Наталия говорит, что изображение святого совсем не такое, как общепринятое - а ведь Николай Чудотворец один из наиболее узнаваемых и почитаемых святых на Руси.
 Так мы осмотрели одну доступную нам сторону собора.
 Внутренний дворик собора.

А вот этот памятник мы нашли почти случайно. Случайно - потому что не знали о его существовании, а почти - потому что увидели безымянную отметку на GPS-навигаторе, и просто поехали туда.
 Внезапно из темноты явились стены и башни. Указатель возвестил - это Высоцкий монастырь на высоком берегу реки Нары.
 Часть стены монастыря и угловая башня. Видна Церковь Трёх Святителей.
 Церковь Трёх Святителей Великих в Высоцком монастыре. Перед ним расположена ухоженная смотровая площадка, откуда открывается широкий вид на реку Нару, Серпухов, в дали видны кремлёвский холм с его церквями. Рядом просторная парковка для туристов. Пока мы здесь прогуливались, часы на колокольне пробили 11 часов - очень красивый и чистый колокольный перезвон. Мы были рады услышать его в завершение нашей поездки.

 Церковь-часовня Иконы Божией Матери Иверская в Серпухове. Увидели случайно у дороги, на выезде из города в сторону реки Оки. Что это за церковка, узнали только сегодня из интернета. Это был наш завершающий "трофей" в этот день.

Нужно больше ездить по родной стране и узнавать её.
Tags: Бутово, Подольск, Путешествия, Серпухов, Церкви, Чехов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments