Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Снежное королевство. Карелия, Лахденпохья, 1-2 февраля 2008 г.

 
Прошлой зимой тоже не было снега. Но его удалось найти благодаря автоспорту. Участвуя в этапах Кубка России по Ралли, удалось побывать в феврале в Карелии и на озере Селигер, где нашлась прекрасная зима.

Эти поездки тоже были путешествиями, только целью были не местные достопримечательности, а призы за победу, не отдых, а борьба. Однако, глаза наши (и объективы) оставались широко распахнутыми. Рассказ о путешествии в Карелию - перед Вами (с сокращениями).

Попробую сделать его в виде двух параллельных историй: отдельно фоторассказ, отдельно текст. Что скажете об этом, коллеги?


Ралли «Яккима» 2008, 2-й этап НГС ККР, 2-й этап КР.
Зимний лес в Карелии


Погода ок.-2С, много снега, красота неописуемая...


Пейзаж из окна нашего боевого автомобиля.


Наш боевой автомобиль на фоне типичной аккуратной карельской деревушки. Разве что спутниковых тарелок не видно.


Дорожка СУ от старта. К слову, редко где вы увидите прямик длиннее.


А жили мы в обыкновенной домашней квартире, даже семейные фото на полочках.


На кухне финский календарь.


Ландоха ранним утром в день гонки из окна нашей квартиры. Тихо, по-хорошему провинциально.


Бревенчатый стартовый подиум, стоит тут неизменно с 2003 года.


Старт, ЗП и парк сервиса находились на берегу Ладоги. Часовня рядом.


Зимующий катер.


Это Ладога. Очень просторная и красивая.


Камней вообще много в Карелии.


Милые девушки, которые вручали гонщикам хлеб-соль.


Электронные часы возвращают к безостановочному бегу реальности.


Минута отдыха боевых машин, но не механиков.


Натюрморт :)

(полная версия здесь)

Питерский анабазис.

Как планируются большинство участий в ралли, ехать на «Яккиму» было решено неожиданно. Своя машина в постройке, на зимние гонки не планировалось ехать вообще. Но тут позвонил друг Игорь Суров и предложил повторить наш героический выезд (первый был в декабре 2007 на «Красной Талке»). В общем, снова я штурман на машине, знакомой мне по Гуково, Пскову и Иваново 2007 г.

Открыв атлас СССР, узнаём, что карельское местечко Лахденпохья (раллистами именуемая «Ландоха»), где находится штаб ралли, находится на самом северном берегу Ладожского озера в двухстах километрах от Питера. Встаёт вопрос – как туда добираться? На машине, в ночь после работы – тяжело, не выспимся. Удобнее поездом, но они идут только до СПб. Обещанный Р200 до туда ещё не ходит. С помощью питерских друзей, находим человека, который готов нас встретить рано утром на Московском вокзале, отвезти в Ландоху, забрать оттуда на следующий день и привезти обратно к поезду. Но цены! Официальное такси запросило 14000! Проще нанять «Газель» на кругорейс прямо из Москвы! Другой человек хотел по 5000 в каждый конец. Это при том, что совершенно легальное такси из Владимира в Москву или из Рязани в Москву ездит всего за 1000 рублей! Мы в шоке! Договорились с третьим за 6000 туда и обратно – ужас…

Игорь начал проявлять нетерпение задолго до старта поезда. Еле выдержав полчаса до отправления, он, не дожидаясь проводника, сам всучил ему наши билеты и бегом увлёк меня в вагон-ресторан через 8 плацкартных, купейных и СВ-вагонов. Вагон-ресторан мы оккупировали первыми, заказали себе еды, водки и, поскольку в искусстве мы не разбирались, принялись выпивать за автоспорт. Так прошёл остаток вечера, и едва успели сомкнуть глаза в своём вагоне, как нас уже будили на подъездах к Северной столице. 

Приключения между Питером и Лахденпохьей.

Наш поезд уходит из Москвы в 20.18 в четверг 31-го января, приходит в Питер в 5.00 в пятницу 1-го февраля. Это уже день ознакомления, и в 9.00 хорошо бы уже быть в штабе ралли на АП. Наш питерский водитель по телефону сказал, что у него Ауди-80, мы решили, что 4-х часов на 200 км. вполне достаточно, и были спокойны.

У поезда нас встретил наш питерский водитель и проводил к своей машине, припаркованной где-то во дворах. Эта Ауди-80 оказалась не «бочкой», а чуть ли не нашей с Игорем ровесницей! Тут в нас закрались первые сомнения. Правда, Питер проехали бодро, хотя по причине темноты ничего из достопримечательностей не увидели. Зато увидели цены на заправках: 98-й бензин стоил аж 27 рублей! Наконец, свернули с кольцевой по указателю на Приозёрск, и тут попали на какую-то ужасающую извилистую тропику, какой-то дачный просёлок, который не ремонтировался наверно с войны (русско-японской). Наша тревога усилилась – неужели это «шоссе» до самого Приозёрска?? Водитель тащился со скоростью 40, проклиная ухабы и практически полностью останавливаясь при встречных машинах. Это во сколько же мы приедем в Ландоху?! Через некоторое время мы вышли на более приличную дорогу, хотя поначалу повернули не в ту сторону. Это было действительно шоссе, но накануне выпал снежок, и при виде его наш водитель совсем стушевался. Всю дорогу до Ландохи он нигде не ехал быстрее 60 км/ч, а когда после Приозёрска пошли карельские виражи – потух совсем. В порядке компенсации он всю дорогу рассказывал нам истории, как он ездит в Молдавию со скоростью 170. Мы ему не поверили.

...Прошло 5 часов такого тошнения. Уже 10 утра, а мы всё ещё в 60-ти километрах от Ландохи. Рассвело. Игорь уже готов был убить этого водителя, выбросить его в сугроб и нормально доехать сам. В довершение всего, уже в Ландохе, на радостях наш водитель заскользил в S-образом повороте на ж/д переезде, выкрутил до отказа руль и вжал в пол педаль тормоза! В общем, всё что не надо – сделал. Умная машина сама остановилась в 20-ти сантиметрах от бетонных столбиков. Мы с Игорем в восторге!

На АП мы явились около половины 11-го утра. На оленях было бы быстрее.

А ведь этот же человек повезёт нас обратно! А поезд в Питере ждать не будет! Нет, мы точно его убьём, если он опоздает!

К счастью, на следующий день наш питерский водитель приехал за час до нашего финиша, забрал нас и наши вещи, и поскольку потеплело и дороги подтаяли, поехал веселее. Наслушавшись наших рассказов о гонках, он видимо решил показать своё мастерство – и его тут же развернуло задом наперёд в скользком повороте! Хорошо ему вовремя подсказали ударить по тормозам и он остался на дороге, а то бы нам пришлось вынимать его из сугроба...

От Приозёрска пошёл уже чистый асфальт, мы мухой долетели до Питера, и тут наш водитель решил нас окончательно поразить и стал закладывать дикие виражи в поворотах, заходя в них с полного хода и жутко оттормаживаясь в конце, так что мы чуть не вылетали в боковые окна. Видимо, он думал что все гонщики ездят именно так! Тут, к счастью, мы упёрлись в Московский вокзал и наконец распрощались. 

День первый.

Пулей проходим АП в местном доме культуры на горке, бежим в парк сервиса под горкой, заводим машину и около 11-ти утра выезжаем прописывать трассу. Пока оформляли бумажки в штабе, Игорь слетал в городскую больницу, где был организован медосмотр и выдача справок гонщикам – вот бы на каждой гонке так! Только ему там сначала вообще не хотели справку давать – сказалась вчерашняя попойка в поезде и давление скакало где-то в космосе. Наш друг Чу, приехавший на Кубок и прописавшийся ещё накануне, не в состоянии был даже явиться на осмотр, и справку за него взяла его штурман Полина.

И вот мы едем на 1-й СУ, где обнаружили, что на радостях забыли в штабе карту ознакомления. Уговариваем судей нас отметить в протоколе, что мол привезём карту на втором проходе, и едем ознакамливаться. Попутно звоним Полине и просим забрать из штаба нашу карту и подвезти нам. Спасибо, Полина, не отказала нам! Взяла гражданский Эво нашего друга Чу и встретила нас где-то на дороге. Причём мы дважды умудрились едва не ударить её машину. Первый раз – выйдя на встречку в закрытом повороте, второй раз – когда развернулись, догнали и стали останавливаться, а на дороге голый лёд!

О дорогах в Карелии надо упомянуть особо.

Последний раз я был на Карельском перешейке 15 лет назад, в глубокую доавтомобильную эпоху, и дороги меня не интересовали. Теперь же они стали главным  предметом восторга. Природа Карелии вообще изобилует скалами, камнями, скалистыми буграми, извилистыми речками и изрезанными озёрами, и таких дорог, как здесь, я никогда не видел. Ближе всего будет сравнение с горным серпантином, но серпантин не так интересен, как самая обычная дорога в Карелии. На ней редко где просматривается участок более двухсот метров. Прямики такой длины бывают ещё реже. Большинство поворотов находится на верхушке холма, и никогда не угадаешь, куда там поворачивает дорога. По обочинам много скал и крупных камней. Замёрзшие озёра угадываются по ровным белым площадкам среди леса. Снега много на земле, на скалах и на деревьях. При -1 -2 градусах была прекрасная зимняя погода. Я постарался сделать несколько снимков из машины на ходу, качество неважное, но по ним можно себе представить окружающую природу.

Поворотов в Карелии очень много. Вам не удастся заснуть за рулём! И что особенно потрясло – каждый поворот словно проведён циркулем, ни одной ломаной дуги, как например в Пено или вообще в равнинной России! Подъём, поворот, спуск, поворот, подъём – и так без конца. Но это вызывает только положительные эмоции. По такой дороге едешь с удовольствием!

Прописали каждый СУ два раза и закончили в 14.00 (на час раньше расписания). Ах да, у нас ведь ещё пролог! Прописали пролог 1 раз, вернулись в парк сервиса, успели хорошо пообедать, обклеиться, съездить на ТИ около 17.00, и в 18 с чем-то уже стояли на старте пролога. Стемнело, мы с надетой люстрой. Пролог был только у клубников, по результатам пролога определяется порядок их старта. После пролога эта же дорожка стала тестовым участком для кубка.

На прологе мы не особо рвали мотор, и есть там один правый-4 поворот, там уже из леса торчала корма какой-то синей «пятёрки». В общем, у нас был 9-й результат (из 21-го) – вполне нормально. Так что часов в 19 мы уже сдали машину механикам и пошли в расположенное рядом кафе «Рундучок» ужинать. К нам присоединился Веприцкий со своим штурманом Алексеем, потом подошли уже бодрый Чу и Полина, и мы весь вечер предавались воспоминаниям о разных весёлых спортивных случаях.

Приятные стороны жизни.

Тут надо остановиться и обрисовать организацию и обстановку соревнования вообще. Местечко Лахденпохья – милый маленький посёлок в Карелии, однако же райцентр, крупный город среди местных деревенек, с ж/д станцией и фанерным заводом. На его центральной площади, которая носит название Рыночной, на берегу Ладоги, организаторы традиционно размещают старт и финиш ралли, парк сервиса, прямо там же гостиница и прекрасное кафе, где замечательно вкусно кормят за совершенно смешные деньги. Стартовый подиум собран из оцилиндрованных брёвен и стоит там наверно от сотворения мира.

Трасса ралли поразила своей ровностью и аккуратностью. Несмотря на то, что это обычные лесные дороги, по ним спокойно можно ездить на самой низкой иномарке и нигде не зацепиться днищем. На всём протяжении – ни намёка на ХД. Все перегибы, трамплины и подбросы ровные, аккуратные и как-то к месту, как-то вовремя! Нигде ещё не видел такой шикарной ровной трассы. При этом, несмотря на огромное количество поворотов, перегибов и трамплинов, трасса очень и очень быстрая, в гонке у нас было преимущественно 5-7 тыс. оборотов на 5-й передаче!

В Ландохе мы жили в обычной городской квартире, многие там сдают на 1-2 дня. Но она совсем не похожа на столичную съёмную квартиру, где гулко и пусто и два кривых стула. Впечатление, что хозяева только что ушли и вот-вот вернутся! Везде коврики, занавесочки, на полочках семейные фотографии, на кухне продукты, в ванной полотенца, кровати застелены – лепота и уют! Да и расположена от Рыночной площади в 3-х минутах пешком. На кухне висит календарь на финском языке, а на столике – книга отзывов в кожаном переплёте, а в ней записи и по-фински, и по-русски, и по-английски! Говорят, в этой квартире останавливался даже Микко Хаккинен.

И вообще Карелия оставила только приятные впечатления. Чего стоят одни названия местечек, по которым были названы КВ и СУ! Лумиваара, Элисенваара, Райвио, Вялимяки, Куркиёки!

Организаторы поработали на славу. Уже упомянуто, что парки сервисов расположены не в глухом лесу, а в населённых пунктах около магазинчиков. Северо-западные ралли устраивают свои организаторы, и со многими из них я знаком по работе на ралли в Пено, например с Ольгой Сивачёвой или с Аладжаловым Левоном. У них электронная система хронометража, электронные часы на КВ, электронная система старта и финиша, всё по высшему уровню.

Расписание клубного канала позволяло отдохнуть и выспаться. Старт не раньше 12.00, после возвращения кубкового канала с 1-й секции (остальные 2 секции, 3 СУ по 2 прохода, мы едем вместе). Реально старт был с 13-ти часов, так что успели и выспаться, и встретить Чу с 1-й секции. Я взял с собой фотоаппарат и надеялся успеть поснимать. Но это уже следующий день.

День второй.

Содержанием второго дня стала гонка. Стартовый номер 68, зачёт «Клуб-Профи». На 1-ю секцию мы стартовали 9-ми по порядку. Каждая секция состоит из 3-х СУ: 16.6 км, 7.28 км и 11.84 км.

Ночью выпал снег, но утром стало теплее. Хотя нигде ничего не таяло, снег стал тяжелее, а на спецучастках был сильно разрыхлён боевыми шипами. К вечеру пошли заряды мокрого снега, а иногда просто дождь.

На первом СУ в начале есть несколько весёлых левых-4 поворотов вокруг скал, внешним краем обрывающихся куда-то вниз. Мы там понаставили восклицательных знаков в стенограмме. Но всё же именно в начале случился конфуз, точно такой же, как перед этим в Иваново: ошибка на выходе, срыв в занос, запаздывание с рулением, и мы левым боком летим в правый кювет на прямике после поворота. Бах! Удар о камень, и мы повисаем на правом бруствере капотом вниз и задней осью на дороге. К счастью, здесь оказалось много зрителей, которые вытащили нас обратно на дорогу. Причём люди явно с опытом – один выхватил треугольник и убежал с ним навстречу каналу, другой стоял высоко на скале и кричал о приближении следующего экипажа. Тут же случился Андрей Клещев с фотоаппаратом, он же председатель КСК – стоило убираться, чтобы пожать ему руку!

В общем, машин 5 мы пропустили, но после этого случая Игорь наконец собрался, мобилизовался и поехал довольно неплохо, обогнав одну машину, чем несказанно порадовал зрителей.

Кстати о зрителях. Такое количество болельщиков вдоль трассы я видел только на видео про WRC. Все обочины были усыпаны людьми на всём протяжении ралли – и в деревнях, и в лесу, повсюду. Каждая площадка в лесу у трассы была занята автомобилями, там же горели костерки и дымил шашлычок. Народ теснился у самой дороги, в самых опасных местах, и это здорово напрягало. В одном месте, где из последнего ходового поворота экипаж вылетает на прямик метров 200, обрывающийся трамплином в небо, на самой бровке стояла толпа народа, оставляя просвет не больше ширины автомобиля – и в него надо было попадать на скорости 200 км/ч! В другом месте зрители насыпали гору снега в апексе поворота и радостно смотрели, как он разлетается под колёсами раллистов. Хорошо что не насыпали камней.

Что трасса непростая, наглядно демонстрировали там и сям торчащие из обочин гоночные автомобили. Сошедших было действительно много. Например, в клубе сошли все претенденты на 2-е и 3-е места, которые боролись между собой до последнего СУ. В результате отрыв первого участника от второго был 1 минута 59 секунд! А из 21-го стартовавшего финишировало только 12.

Если первый СУ мы позорно слили, то дальше пошли веселее. На 2-м СУ у нас был 9-й результат, на 3-м уже 6-й, хотя 3-й СУ был особо скользким, по мнению всех пилотов.

После 1-й секции приехали в клубный парк сервиса, расположенный в местечке Ихала, в 10-ти км от Ландохи. Это очень неудобно нашим механикам, вынужденным разрываться между двух парков сервиса. Но в результате перерыв перед второй секцией получился приличный, и мы всё успели – в частности, долить тосол после первого убора. На нём об камень мы погнули порог, но ничего серьёзного не сломали.

Затем – старт на 2-ю секцию. По результатам первой мы стартовали последними, но ехали быстро, и поэтому всё время обгоняли впереди идущего участника. На СУ-4 мы показали 6-й результат, на СУ-5 8-й, причём на секторе связи между СУ-4 и СУ-5 нас поймал гаишник за скорость, да не только нас одних! Все гаишники на всех ралли охотятся на спортсменов! Последний СУ-6 доехали только до половины. На участке, прописанном как «подброс 10 левый-2» мы, при 5-ти тыс. оборотах на 5-й передаче, радостно подпрыгнули на подбросе, а дорога тем временем повернула влево. Со всего маху мы влетели в сугробы, ударились о камень и остановились метрах в 100 от точки входа. Обрадованные зрители тут же сбежались к нам, пролетел участник, которого мы обогнали три поворота назад, но вытащить нас было делом сложным. Оказалось, что машина висит на срубленных палках, ветках и брёвнах, которые навалены в глубокой канаве, и мы проваливались по колено, пока не научились прыгать по веткам как обезьяны! Проследив путь нашего полёта, в правой колее обнаружил солидный булыжник и решил, что подвеска ёк.

Тут подъехала метла, забрала контрольную карту и пообещала прислать эвакуатор. Зрители разъехались, и мы остались одни зимовать в лесу. С ближайшего холмика дозвонились механикам. Это было около 17:30

Но зимовали мы недолго. Минут через 30, уже в темноте, подъехали два огромных джипа, которые вытащили машину лебёдкой. Едва они скрылись, направившись выручать других бедолаг, приехали наши механики, осмотрели подвеску и обнаружили только одну погнутую рулевую тягу (не считая помятого бампера), так что в Ландоху мы вернулись своим ходом. Там мы погрузили машину на хламовоз, прыгнули в такси и помчались в Питер, спеша на поезд домой, в Москву.

И напоследок.

На обратом пути Игорь, радуясь неизвестно чему, взял себе литровую банку пива, а мне бутербродов, и мы наконец смогли перекусить впервые за весь день. У размякшего Игоря немедленно проснулся дар красноречия (не уснувший до сих пор), а вот у меня настала какая-то реакция на напряжённый труд трёх последних дней, какое-то странное чувство внутреннего опустошения и ноль эмоций.

В общем, друг Игорь повис у меня над ухом (я был на переднем пассажирском сидении, он на заднем) и давай задавать разные вопросы про ралли, а чтоб было весело, обращался ко мне так, как будто ученик к профессору. Я давай подыгрывать, благо восседал в кресле и гордо смотрел прямо, а громко и наставительно вещать привык по работе. Наш питерский водитель аж замер за рулём, впитывал каждое слово и даже дышать наверно забыл! После этого он и принялся показывать свои фокусы.

Tags: Карелия, Путешествия, Ралли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment