Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Category:

Горячий Ключ, 22-23 марта 2008 г., ралли


 Наша раллийная команда, готовясь к Кубку России по ралли сезона 2008 года, искала возможности провести асфальтовую тренировку в преддверии весенних асфальтовых ралли ("Сочи", "Жемчужина Черноморья" и "Горные Вершины"). Находились и тут же отметались разные варианты, но благодаря личным знакомствам и горячей поддержке друзей был найден лучший вариант: ралли "Горячий Ключ"! Так мы попали в этот чудесный южный городок.


Вводная.
Ралли "Горячий Ключ"
- это "боевое" ралли для подготовленных по группам Р и N автомобилей, и проводится по такой же схеме, что и Кубок. Формат несколько непривычен для спортсмена средней полосы: суббота-воскресение. Непривычна также форма трассы: не закольцованная, как всегда, а по одной дороге длинной 20 км. в режиме "туда-сюда" с перерывами на ренорминг (уплотнение канала).

Всего в ралли три секции. Проезд к старту СУ-1 – стройной колонной под конвоем организатора от места торжественного старта – площади у здания Администрации в центре города. Первая секция состоит из одного СУ-1 длиной 12.6 км, фактически – половина дороги в сторону Горячего Ключа, "вниз" как здесь говорят. "Внизу" - 20-минутный сервис, затем единственный регруппинг, после чего старт 20-километрового СУ "наверх" к н.п. Транспортный. "Наверху" небольшой перерыв на ренорминг, затем 20 км "вниз". Снова сервис, и так ещё раз. И только после этого заключительный сервис и торжественный финиш в центре города на площади у Администрации.

Покрытие трассы – асфальт, причём в идеальном состоянии. Только в одном месте край дороги был подмыт оползнем, и ремонт сузил ширину проезжей части.

В ралли приняло участие 32 экипажа, из них 23 "боевых" во всех зачётах и 9 в зачёте ОЧКК - по нашим понятиям это "клубное" ралли с упрощёнными техническими требованиями.

По регламенту, зачёт в ралли могут получить только жители ЮФО, но это не помешало двум московским экипажам принять участие в этой интересной гонке.

Пятница, 21 марта.
Летели самолётом из Домодедово в Краснодар большой компанией, механики ехали на техничке с прицепом. По прогнозам, погода на месте ожидалась холодная и сырая. Действительно, Краснодарская земля встретила дождём, но в воздухе уже чувствовался запах весны и южного тепла, заставляя уставших людей улыбаться и глядеть веселее. Взяв в аэропорту машину напрокат, мы отправились Горячий Ключ, до которого 55 км по трассе.

По телевизору говорили, что ЮФО развивается невиданными темпами, но увиденное поразило своей неожиданностью. Все 55 км от Краснодара до Горячего Ключа были словно 55 км по МКАД: шикарная новая многополосная трасса, вдоль дороги заправки и сервисы всех самых известных марок, кругом идут крупномасштабные стройки торговых и развлекательных центров, множество стильных автосалонов Lexus, Mersedes, Toyota и прочих Renault и Hyundai.

Сам Горячий Ключ оказался небольшим и очень уютным городком, который производит впечатление совершенно южного приморского города, хотя до моря отсюда 60 км. Везде ровный асфальт, город наполнен красивыми домами и коттеджами самой современной архитектуры, множество красивых деревьев и клумб с модными декоративными растениями. Повсюду исключительно чисто, множество молодёжи, люди приветливы и радушны.

Весь состав команды размещался в трёхзвёздной гостинице "Звёздочка", номера по 1050 руб./сутки, можно заказать завтраки/обеды/ужины по желанию. При гостинице бесплатная парковка. К нам отнеслись очень радушно и доброжелательно, что весьма характерно для жителей Горячего Ключа. Прямо за калиткой гостиницы есть уютное кафе "Русь", где горит настоящий камин, очень вкусно готовят и очень быстро обслуживают по совершенно смешным ценам.

Суббота, 22 марта. Ознакомление.
Отправившись с утра на завтрак в столовую санатория, мы неожиданно очутились среди шумной детской толпы и запаха пионерлагерной столовой. Придя в себя от наваждения и с аппетитом истребив очень вкусный и сытный завтрак, мы приступили к делам. По расписанию, на этот день запланированы ознакомление с трассой, административные и технические проверки. Кто-то из нас поехал встречать автовоз с боевыми машинами, а я решил пройтись пешком по улице Ленина до штаба ралли, который находился в здании Администрации.

Улица Ленина, центральная улица города, превращена в пешеходную зону почти на всём своём протяжении, и при этом очень красиво обустроена. Чистые дорожки, элементы парковой архитектуры и декоративные растения в строгом порядке так и зовут поверить, что ты на настоящем Юге, вот-вот – и ты выйдешь на приморскую набережную! Вот цветут плакучие ивы, прогуливаются нарядные девушки, свистят птицы, дождик уже не капает, и над городом поднимаются лесистые предгорья Кавказа...

На площади у штаба уже собрались все участники ралли. Многие из них наши хорошие знакомые. Со многими другими мы познакомились уже на этом ралли.

Произошла непредвиденная задержка с печатью дорожных книг, и порядок ознакомления был оперативно изменён организаторами. Все участники колонной под конвоем организатора выехали на трассу. Организатор останавливался в местах стартов и финишей СУ, а так же на ретардере(1), останавливалась колонна участников, и каждый имел возможность точно отметить эти позиции в своей стенограмме. Дальше мы могли ехать прописываться самостоятельно, организатор лишь предупреждал о необходимости не стартовать в обратную сторону без его отмашки.

Когда мы ехали в Горячий Ключ, то немного нервничали – какого характера дорога нас ожидает? Мы никогда ещё не были на горных гонках и ни с чем не могли провести аналогию. И действительно: дорога Горячий Ключ – Хадыженск, трасса ралли "Горячий Ключ", не напоминала ни одну из известных нам трасс Центра или Северо-Запада.

По красивым невысоким горным отрогам, покрытым лиственным лесом и изрезанным горными ручьями и речками, вьётся качественное полотно дороги, оборудованное знаками, столбиками, свежей разметкой и отбойниками в опасных поворотах. Много поворотов 2-й и 3-й категории сложности, изломов профиля, ограничивающих видимость, коварных "шпилек"(2), но при этом дорога отнюдь не медленная. После гонки оба наших экипажа сошлись во мнении, что все повороты можно было смело прописывать на категорию меньше, потому что большинство поворотов проходилось даже без сброса газа.

"...Стрелки тахометров упирались в отсечку, коробки молили о 6-й (или 7-й) передаче, как вдруг в эту симфонию врывалась связка поворотов типа "шпилька", заставляющая за считанные метры сбивать скорость с двухсот до шестидесяти, кидать машину в агрессивные виражи и бесстрашно искать границы дозволенного. Пожирая дорогу, торжествующе пел сухой слик(3), нагретый до рабочей температуры, напрягались все мышцы тела, силясь справиться с невероятными боковыми перегрузками..."
На ознакомлении мы ещё не знали, что будет ТАК.

Трасса отчётливо делится на две части. От Горячего Ключа первые 13 км – очень быстрые, повороты 1-е и 2-е, немного 3-х (с подсбросом газа) и всего пара опасных связок. Собственно, это вся протяжённость СУ-1, на котором лидеры на машинах N4 показали среднюю скорость выше 160 км/ч, несмотря на тройной ретардер!

Далее к Транспортному расположено гораздо больше опасных связок, зигзагов и шпилек, например: 150 !! P1xL5 вниз 30 !! P4-6 вверх 50 L4 через трамплин 100! Нередки места, где нужно оттормаживаться в пол после прямика на спуске и попадать в поворот 3-4 категории с отрицательным уклоном! Всё это заставляло поволноваться наш молодой экипаж.

Зато приезжая "наверх", в н.п. Транспортный, мы оставляли машину на обочине и любовались открывающимся видом. Горы здесь невысокие, но очень живописные. Свинцовое небо и не успевшие зазеленеть леса лишь подчёркивали суровую и тревожную красоту этих мест.

...Закат застал нас у штаба ралли. Дождя уже не было, дороги высохли, и сквозь разрывы туч, уже признавших своё поражение, наши обветренные лица гладило Солнце своими тёплыми усталыми лучами.

Воскресение, 23 марта. Ралли.
Великолепная организация ралли, помноженная на радушие и горячее участие местного населения, впечатлила, порадовала и произвела впечатление. Но обо всём по порядку.

С утра было совершенно ясно, солнечно и потеплело до +20! К середине дня набежали облачка, но осталось так же тепло, светло и радостно. Рано утром мы уже поставили машины в Предстартовую Зону и теперь имели свободное время. Мой пилот, расставшийся с мечтой испытать дождевые слики, уже о чём-то беседовал с другими участниками, с которыми мы успели познакомиться вчера. Настроение было самое праздничное.

Аккуратность и даже некоторая изысканность организатора была видна даже в мелочах: дорожная книга напечатана в цвете, вклейки – маршрутный лист, схемы спецучастков и схемы движения по парку сервиса – на бумаге яркого контрастного цвета (легко находить), прилагались вклейки с фотографиями расположения судейских пунктов на местности! Накапотники и наклейки над стартовыми номерами – с цветоделением, практически фотографического качества!

В штабе ралли и в субботу, и в воскресение были для всех желающих горячий чай, кофе, сахар, сливки, печенья и конфеты, а в парке сервиса действовала полноценная горячая кухня, где участники могли получить вкуснейший обед из 3-х блюд!

На площади перед Администрацией города Горячий Ключ, где проходил торжественный старт ралли, собралось огромное количество зрителей – мужчины и женщины разных возрастов, с собаками, с детьми, поодиночке, парами и компаниями, нарядно одетые и в приподнятом настроении. Торжественное построение участников, приветственное слово, и вот – команда "по машинам"! Каждый участник был представлен публике, после чего мы получили отметку на КВ и поехали к выезду из города. Там уже машина организатора выстраивала участников в колонну, чтобы проследовать к месту старта СУ-1.

На всем протяжении 13-ти км к старту СУ-1 все обочины и склоны холмов были густо усеяны зрителями. В опасных поворотах с металлическими отбойниками народ уже стоял тесной толпой по обеим сторонам дороги! Такое количество зрителей я видел только в передачах о международных ралли! Даже в Карелии, где на гонки всегда собирается очень много народу, зрителей на трассе было всё-таки поменьше. Весёлые люди уже размахивали флагами и транспарантами, видны были дымки костров и мангалов, накрытые на капотах машин столы с угощением. Неожиданное сгущение зрителей так близко к трассе заставило меня пририсовать дополнительные восклицательные знаки в стенограмме.

Старты спецучастков были плотно окружены зрителями, все обочины на подъездах к трассе были заставлены машинами на много сотен метров! Первые метров 30 со старта СУ-1 вообще проходили через сплошной человеческий коридор чуть шире корпуса машины!

При этом ни одного недовольного или хмурого лица, никто не ворчал, что ему не дают проехать на дачу! К концу дня появилось много подвыпивших, но никто не лез под колёса и вообще вели себя прилично. К тому же, во всех местах скоплений людей, и даже в лесу на самых незначительных примыканиях вдоль трассы стояли маршалы, следившие за порядком.

Машиной открывающего был милицейский экипаж, ехавший с мигалкой и сиреной, и вежливо по мегафону извещавший всех встречных: "Внимание! Гонка началась!" За ним, через определённый интервал времени, стартовали "нули" - пять экипажей на гражданских машинах (кроме "00" - кроссовая Ока), причём по стилю, динамике и зрелищности езды они едва ли уступали боевым субарам и эволюциям! Самое сокрушительное впечатление производил Опель-Омега-универсал, водитель которого на бешенной скорости решительно атаковал виражи и умудрялся уверенно стабилизировать машину на грани срыва.

За ними шли участники: полный привод - зачёт "свыше 2000", зачёты "1600-2000", "1400-1600", "до 1400" и "клубники". Самой сильной и агрессивной ездой отличались лидеры Кубка России на Лансере Эволюшн и Субару Импреза, на N-групповых машинах и сликах, обладающие несравненным соревновательным опытом. Например, одно из опаснейших мест – тройной ретардер, расположенный в низинке после длинного прямика на спуске:
"...Срезая связку L1xP1 поворотов, поднимая пыль и камешки с обочин, на прямой пологий спуск к ретардеру яростно вылетает синий автомобиль. Надсадный свист турбины. Запах "турбомакса". Скорость подхода на глаз 220-230 км/ч. Выверенным движением прицелив автомобиль в створ конусов, пилот за два-три десятка метров до "точки невозвращения" так круто осаживает "коня", что даже не верится, что такой тяжёлый автомобиль может так резко останавливаться, при этом ни на миг не заблокировав колёса. В точно рассчитанный момент, не потеряв ни единой миллисекунды, пилот швыряет автомобиль в левый вираж. Покорный уверенной руке спортсмена, автомобиль кидается влево, чтобы тут же выпрямить движение, как от удара о стену. Мгновенно следует команда на правый прыжок – как только стёкла не вылетают от таких перегрузок! Полный газ – и могучий автомобиль, как снаряд, пролетает в миллиметре от последних от конусов на двух внешних колёсах, чуть соскользнув на выходе, уходит на подъем, как истребитель с авианосца, и исчезает в правом повороте как фантом

Надо сказать, что отважный экипаж наших друзей ехал ничуть не хуже и показал четвёртое время в абсолюте, хотя был на "гражданских" летних колёсах. Его штурман, дама, которая немного волновалась перед стартом, затем рассказала, как она укоряла своего пилота за то, что он слишком медленно ехал на финишном прямике. "А ты знаешь, какая скорость у нас была?", спросил её пилот, - "230 км/ч!"

Ретардер на местности был обозначен и функционально, и красиво, и безопасно. На ознакомлении ограничители ретардера были нарисованы белыми сплошными линиями на асфальте, а схема движения – стрелками. В гонке все ограничители были окрашены в заметную чёрно-белую полоску, плюс к этому с каждой стороны стояло по огромному щиту, на которых белой стрелкой на красном фоне было нарисовано, с какой стороны заход.

После прохода канала и "метлы"(4) наступал небольшой перерыв (15-20 минут), и организатор открывал дорогу для проезда всех желающих. Это тоже был приятный сюрприз в организации, мы думали, дорога будет перекрыта весь день. Казалось бы мелочь, но очень удобно людям, и однозначно характеризует чёткость организации ралли!

Сходов было относительно немного (шесть): три поломки двигателей, по одному КПП и электрооборудования, и всего один "сход с трассы". Экипажу из Краснодара на красной "двенашке" не повезло буквально в третьем повороте от старта первого же спецучастка. Мы их видели на обочине в месте схода, затем на дороге, едущих своим ходом, но с совершенно разбитой задней частью, видимо от удара боком о дерево.

О перипетиях спортивной борьбы между участниками пусть напишут спортивные комментаторы. Мы не очень следили за временами – нам просто было приятно находиться среди прекрасных и сильных людей, так же помешанных на ралли, как мы сами.

Ралли финишировало около 18 часов на площади у Администрации. Здесь также толпился весёлый народ, носились запахи пива и чипсов, стайками порхали красивые девушки. Каждый экипаж приветствовали на финишном КВ, после чего машину ставили отдыхать в Закрытый Парк. Бурю восторга вызвал один краснодарский экипаж, который толкал руками свой замолчавший Ситроен-Саксо вокруг всей площади к финишной черте. А около 21 часа, когда были подведены все итоги, состоялось торжественное награждение, которое получилось не столько торжественным, сколько весёлым, праздничным и искренним. Всё вокруг было добросовестно полито призовым шампанским, немало было выпито водки, виски, коньяка и мартини, а в конце в вечернее небо взметнулся яркий шумный салют!

Понедельник, 24 марта.
В самолёте, невесело разглядывая поля мокрого грязного снега на московской земле, вся команда в полном составе единодушно согласилась, что надо бы развернуть самолёт обратно в Горячий Ключ и остаться там навсегда.



Примечания
(1): ретарде'р - искусственный ограничитель из конусов, покрышек, тюков сена и т.п., установленный на дороге зигзагообразно. Ограничители нельзя задевать или сбивать. Применяеется в ралли для уменьшения скорости на спецучастках.
(2): шпилька - на слэнге гонщиков, очень крутой поворот, разворот в обратном направлении.
(3): слик - гоночная резина без протектора.
(4): метла - на слэнге раллистов, судейский экипаж, едущий по трассе ралли последним, после всех спортивных машин.

Официальные сайты с документами, результатами и фотографиями ралли:
http://www.rally-yufo.ru/ Автоспорт Южного Федерального Округа
http://www.kkfa.ru/ Краснодарская Краевая Федерация Автоспорта
http://www.ikar.in/Rally230308.html Фотогалерея Игоря Карачуна (aka ikar) и его сына Михаила
http://photofile.ru/users/kpkc/115048871/ Фотогалерея Григория Медведева
 
Аэропорт Краснодара.


Пасмурная, сырая и холодная погода. +6, дождь.


Горячий Ключ, садик санатория "Звёздочка", 21 марта.


Камин в кафе "Русь"


22 марта, ул. Ленина г. Горячий Ключ.


Лавочка на бульваре.


Элементы садовой архитектуры на ул. Ленина.


Отделение милиции г. Горячий Ключ. Чувствуется близость неспокойных регионов.


Горы, какими мы их увидели.


Садик санатория "Звёздочка" при хорошей погоде. Все мы забыли о делах и кинулись его фотографировать :)


Тёплый закат обещает хорошую погоду.

 
Солнечное утро гонки.

Tags: Горячий Ключ, Путешествия, Ралли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments