Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Скоростная стенограмма

Стенограмма - не только условие спортивного успеха раллийного экипажа на трассе, но и важнейшая составляющая безопасной и быстрой езды. Умение записывать стенограмму - целое искусство, которым должен владеть и штурман, и пилот в равной степени. Как в любом искусстве, существует множество "школ", подходов к записи скоростной стенограммы. Да и каждый экипаж вносит свою долю творчества, приспосабливая стенограмму к своему стилю. Здесь приводится обсуждение метода записи стенограммы, которое велось на протяжении длительного времени в конференции "Ралли" на сервере www.auto.ru. Изначально статья называлась "Две точки зрения на скоростную стенограмму". Однако со временем появились существенные дополнения, и от слова "Две" пришлось отказаться. Обсуждение стенограммного вопроса не прекращается никогда, поэтому статья будет пополняться важными для понимания мнениями и сведениями.

Первая дискуссия.

Андрей Лазарев
, штурман, призер Кубка Клубного Ралли, призер Чемпионата и Кубка России по ралли). 12 Октября 2006 21:35:01, http://wwwboards.auto.ru/rally/178795.html (текст обычный);

Сергей Иванов, пилот, призер Кубка Клубного Ралли, Чемпионата и Кубка России по ралли). 12 Октября 2006 22:45:01, http://wwwboards.auto.ru/rally/178800.html (текст наклонный)

А.Л. Написание стенограммы(советы штурману)
С.И. С интересом читал, поскольку во время учебы неоднократно был бит старшими за ряд мнений, изложенных в посте. Позволю себе предложить альтернативную точку зрения по некоторым из них:

А.Л. Стенограмма это не то, что кажется обывателю, обычное описание пути проезда.
Стенограмма это философия движения по трассе, и по этому она по сути своей разная для пилота и штурмана. Я не буду описывать подходы к написанию стенограммы, об этом можно сказать тома написаны, я о другом. Никогда нельзя сравнивать пилота и штурмана в плане, кто из них в написании стенограмы важней для победы, это все равно как ездить с одним глазом, но вместе с тем и восприятие стенограммы у них разное. Начнем с того, что пилот диктует стенограмму , описывая дистанция спецучастка, согласно своим навыкам, опыту и здесь даже не бональные рассуждения о сложности поворота 2…5, какой метод либо крутизны или сложности поворота, определять его по передачи, в которой в него входить, речь не о том
Речь о том, что надо с начало определиться с основопологающими понятиями (как у Карла Маркса): а именно стенограмму диктует пилот(товар), ее пишет и редактирует штурман(деньги), штурман диктует стенограмму, по которой едет пилот (деньги).Как сами понимаете любая ошибка в этой цепочке ведет к ее разрыву. Подхожу к тому, что стенограмма для пилота и штурмана это вещи разные, объединяющиеся только в результате гонки.
Начнем с того, что задача пилота - быстрее проехать трассу, при этом выбирая наиболее оптимальную траекторию , скорость - в принципе это он и должен диктовать создавая стенограмму. Ну начнем с того, что собственно он должен диктовать, вот здесь вопрос двоякий, особенно для начинающего водителя. Собственно это и есть подготовка водителя, который помимо навыков вождения, заходов в тот или иной поворот и многое др. я касаться не буду, так как уже сказал подход пилота и штурмана разные. Пилота должен готовить пилот, штурмана лучше штурман, но может и пилот., штурман же никогда не может научить ездить пилота ,если сам не пилот. Но здесь штурману проще, штурман может стать пилотом, пилот обычно боится стать штурманом. Так вот я хочу остановиться именно на задачах штурмана. Не о второстепенных, которые на самом деле самые главные: работа с организаторами гонки, поиск жилья, доставка авто и т.д., а именно написании стенограммы.
Начнем с того, что первым на перво надо поставить вопрос, кто главный в написании стенограммы – это естественно пилот, в этом его не переубеждайте, по тому как он диктует то, что видит, и в гонке это он будет видеть так же , хотя практически всегда будет потом говорить , что все слишком усложнил. Будьте умнее, в написание стенограммы не важно, кто главный, важно как правильно ее записали, и записали в первый проход. Именно это является показателем как грамотности пилота и штурмана, слаженности экипажа , так и то кто в экипаже “ главней”. Роль штурмана в этом определяющая. Дело в том психология пилота и штурмана, а соответственно подход к общему делу несколько разный. Пилоту при прописи всегда хочется ездить быстро, чтоб для себя оценить сложность поворотов, расстояния и т.д., при этом часто путая правые с левыми поворотами, забывая и не точно указывая пройденные расстояния, не просматривая нужные траектории. В этом случае штурману остается лишь лихорадочно делать записи, при этом так же лихорадочно сверяться с дорожной книгой, чтоб вдруг на вопрос пилота , куда ехать не сказать –а черт его знает. Поэтому сразу , штурман в уме определись ты главный и первое, что ты должен делать на прописи заставить пилота слушать тебя в следующих “вопросах” :

1. скорость при первой прописи должна соответствовать не только твоей способности проводить запись стенограммы , но и возможность контроля, для этого первого прохода правильность написания “лево-право”, правильности расстояний, не стесняйтесь кричать медленнее, уточнять - тут вы главный. И запомните – первый проход ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ.

С.И. У нас первый проход пишет геометрию трассы, ее общую "философию", как было сказано в исходном посте, ритм. Ошибки в расстояниях и знаке направления ("лево-право") здесь, КМК, не критичны, так как будут с легкостью выявлены и исправлены уже во время уже второй проверки, они просто бросаются в глаза, а ведь есть еще и третий проход. Я бы предложил сосредоточится на поддержании максимально возможной _одинаковой_ скорости движения по всему допу, которая комфортна для восприятия, диктовки пилота и записи штурмана. На меня очень негативно действует "выведение из транса" сосредоточенности, которая присутствует во время первого прохода, когда штурман не успевает писать и просит остановится или начинает спорить по поводу тонкостей трассы. Еще раз - все ошибки будут обязательно поправлены на следующих проходах, на первом - главное в записи передать дух допа.

А.Л. 2. второй проход – понятно проверочный, быстрее, но здесь штурману надо научить пилота привыкнуть к тому, что после любого исправления в стенограмме, ему надо почти до остановки сбросить скорость(исправлять гораздо медленнее, чем писать),

С.И. Считайте меня шовинистом, но если штурман будет системно заставлять меня останавливаться во время внесения изменений - это не мой штурман. У нас бОльшая часть исправлений происходит на ходу, я могу снизить общий темп, если их много, но каждая остановка вредит интегральному восприятию трассы, дорога перестает быть единым целым, полетом от старта к финишу, который начнется во время езды в гонке.

А.Л. далее не навязчиво заставляйте его вписать в стенограмму всякие привязки, типа правый 3 у леса, бетонные кольца справа 30 ретордер, амбар 40 левый 5,ну вообщем все, что позволяет ,во –первых, в последствии и самому не потеряться(хотя гонок через 20 эта штурманская особенность сама по себе исчезнет), определится с точками торможения, да и собствено в последствии ,когда будете диктовать стенограмму в гонке ,добавить уверенность пилоту в ее правильности.

3. Ну и третий, обычно у опытных – это просто возможность дриснуть. Но у начинающих, это единственный шанс как то исправить стенограмму.

Не помню точно, как говорил Цыганков, но суть была в следующем: не надо гонять на ознакомлении - как в бою всё равно поехать не удасться, нет смысла задавать себе порог скорости на гражданской резине и на неперкрытой дороге, а еще нет хуже напугать себя перед стартом убором или аварией - даже если без явных последствий, психика будет зажата первую часть езды в режиме соревнования.

С.И. Третий проход у нас - место для файнтюнинга: подсмотреть где и за счет чего можно отгрызть секунду-другую, разглядеть и подчеркнуть связку, выйти из машины и посмотреть, как едут другие, обратить внимание на следы, покрытие и многое другое.

А.Л. Намучавшись со вторым проходом, исправив лево-право, вы вдруг сталкиваетесь, что вообще ничего небъется. Совет – перед прописью надевайте растоптанные кроссовки, так как нужно будет много побегать в этом третьем проходе и мой совет – что видите ногами –это и правильно, если пилот не верит пусть побегает также с вами.
Ну и общие правила, внимательно смотрите дорожную книгу, ни чего , старайтесь не терятся в ней, заставляйте пилота следовать дорожным знакам(если пилот конечно не гаишник) и предписанным скоростям.
Ну пока все думаю потом продолжу, собственно о чтении стенограммы.


Мнение профессионала.

Алексей Щукин, мастер спорта маждународного класса, полный список заслуг и регалий не умещается на сервере.

26 Апреля 2007 13:24:24, http://wwwboards.auto.ru/rally/202936.html

Здравствуйте.
Собственно я уже дал в конференции развернутый ответ на предложение Лены, но он остался без комментариев. Но это меня не сильно расстраивает. Расстраивает другое, хотя это и мое личное мнение. Если сказать, что ереси много, то это означает слукавить. Но у меня нет рецепта как все это побороть, ибо читая написанное я вижу, что у вас (участников конфы)либо вовсе нет авторитетов, либо они все какие-то "не такие". Скажу только одно: коллективным разумом, ссылками на мировых или проездами на Эво9 проблему стенограммы не решить, равно как и развернутым здесь "боксом по переписке". Решается она с одной стороны достаточно просто, а с другой - весьма мучительно. Для начала надо определиться в базовых понятиях: что пишется, зачем и как. Это принципиально важно. Вы, начитавшись Стаса Грязина, считаете, что описываете траекторию своего движения (а может быть идеальную?)? Другие, следуя заветам Рауфа Таги-Заде, полагают, что поворот описывается углом поворота руля? Третьи - геоиетрию дороги? Расстрою вас всех и сразу - никто из вас, вне зависимости от употребляемых терминов и понятий ничего подобного не пишет, ибо написать или описать это просто не возможно. Подумайте еще раз и вы убедитесь в этом сами. А отсюда негодным становится сам предмет вашего высоконаучного спора, за которым, тем не менее, с интересом наблюдаю.

26 Апреля 2007 13:46:39, http://wwwboards.auto.ru/rally/202939.html

Перечитывая понимаю, что получилось несколько грубовато, поэтому, чтобы отчасти искупить свою вину перед уважаемой аудиторией, попытаюсь разъяснить самый важный момент. По моему скромному мнению основная проблема дискутирующих заключается в том, что по большому счету они не прошли ШКОЛУ, причем от начала и до конца. Задумайтесь для себя самих: из каких источников складывалось ваше личное понимание стенограммы? Чуть-чуть Сингуринди (начало 80-х), чуть-чуть Цыганков, чуть-чуть Юлекс, чуть "советов бывалых" и комментарии уже набивших шишек "соплеменников". Теперь вы пытаетесь свести в единое целое всю эту кучу терминов и понятий, приправив своим пониманием процесса, да еще и быстро (опять же по своим представлениям) по ним ехать. А получается судя по всему не очень. Да, забыл еще о рассказах про езду в тумане по секундомеру и сверхточной по метражу (и чувству его водителем) стенограмме. Отсюда и появляются то углы поворота руля, то траектории, то передачи, то хрен его знает что еще. Но почему-то в опусах ни у одного из вас я не увидел такого понятия, как "визуальная оценка" или, например, "точка входа". Извините, но прежде чем читать длинные лекции, я бы предложил сначала каждому все же подумать на тему: что и зачем он пишет. Причем обращу ваше внимание на одну фразу великого и уважаемого мной спортсмена: "надо дать Нобелевскую премию человеку, который изобретет стенограмму, близкую к формуле "старт-20км-финиш"". А вы говорите "держать", "распустить", "слева на чуть правее"...

24 Апреля 2007 15:40:23, http://wwwboards.auto.ru/rally/202555.html

Если действительно есть заинтересованность (правда я не знаю в каком Щукине ибо тов. Долгов уже обсуждал подобный вариант на просторах интернета да и пропал), почему бы не "обменяться опытом", особенно с уже скатанными экипажами. Прошу только принять во внимание ряд обстоятельств или, если хотите, условий:
1. 100 человек - это контрпродуктивно и ничего кроме базара не получится. Более того, аудитория должна четко понимать где кончаются штурманские вопросы и начинаются водительские. Во всех ваших дискуссиях вы обсуждаете именно второе.
2. Я не тренер и у меня, в отличие от коллег по цеху, нет методичек по преподаванию штурманского дела, поэтому мне легче ответить на ВСЕ и любые ваши вопросы, чем садиться за составление учебного плана. Также полагаю, что задающий вопрос должен иметь хотя бы начальное представление о предмете, иначе собрание не продвинется дальше того, как писать "левый" - одной буквой или двумя. Если вы хотите получить целостную картину, то сгруппировать вопросы по группам вам придется самим.
3. Я не готов к многочасовым спорам ни о чем. Хотя и не считаю свое мнение единственно правильным, готов его аргументировать, в том числе и на примере топ-экипажей (не ККР и ЧР), хотя и считаю это абсолютно ненужным, а зачастую и вредным.
4. Я зарабатываю деньги другим, поэтому компенсировать затраты моего времени не нужно - оно или есть, или его нет.
5. По срокам. Если это надо сделать в обозримом будущем, то я занят 27-29 апреля на тестах, 2-6 мая в Эстонии, середина мая - возможно Австрия. Расписания праздников я не знаю. Звонок за день или, возможно утром того же дня и вперед. тел 1097172 работает только когда я в Москве.

26 Апреля 2007 15:50:14, http://wwwboards.auto.ru/rally/202977.html

Отвечаю.
Начнем с того, что озвучиваемая проблема вовсе не моя вина или ваша беда. Эта проблема носит системный характер. Приватизация спорта, умаление заслуг, отрицание прошлого опыта - все это я знаю не по наслышке. Ну нет у нас авторитетов, ибо чтобы самому стать "великим" некоторые пытаются обгадить заслуженных людей. Да, я не возмусь вести кружок даже хотя бы потому, что тренер - это профессия, а вовсе не хобби или средство для "намагничивания лохов". Также я знаю, что многие люди не берутся за передачу опыта по весьма банальным причинам. Пример. Приходит один крендель к известному спортсмену и говорит: "Слышь, объясни мне быстренько как поворачивать там-то. Все остальное я уже умею, так как всю грядку уже объезжаю." Но потом, снимая свой авто с очередного дерева он скажет, что тренировавший его - полное дерьмо и ходить к нему не стоит. Интересно работать под программу, видеть развитие подопечного, а давать бесплатные да еще и избирательные советы... Азбука тоже не выход, ибо без соответствующих комментариев, привязки к конкретике (хотя бы на обсуждаемом примере) эта самая азбука превратится в путеводитель на кладбище.
В команде я уже работаю и делаю то, что умею, причем это не "пару сезонов", а работа под КОНКРЕТНУЮ, понятную и интересную мне программу. И это отнюдь не вопрос денег. Тем не менее выход я вижу исключительно в возрождении школы ралли, когда наиболее опытные и авторитетные, причем не по меркам ККР, а по зарубежным выступлениям (ибо только "там" становится видно кто чего стоит), будут передавать то, что умеют следующим. Так должна возродится утраченная "цепочка".
Не соглашусь также и про "небесное откровение". Увы, практика показывает (и у меня есть живые примеры), что люди, едущие в призах ЧР иногда имеют весьма смутное представление не только о процессе управления автомобилем, но и о стенограмме. И уж если для них многое является откровением... Краткость консультации - дело поправимое. Как я уже говорил ранее главное - определиться с базовыми понятиями, то есть поиметь удочку, а не рыбу. Основная же проблема еще и в том, что сегодняшние наши споры ни о чем. Для того, чтобы убедиться кто же прав, вам надо поехать значительно быстрее. Как еще один пример - Женя Новиков уже не доказывает, что ему так удобнее и правильнее.
И последнее. Конечно же обучать - не моя задача, я не тренер и не имею соответствующего образования, но я пока готов оказать вам посильную помощь в виде консультации (-ий) на озвученных ранее условиях.
Tags: Архив GMK
Subscribe

  • Звездные войны

    В моём детстве было только 3 серии «Звёздных войн». Сейчас уже 10 (!) полнометражных эпизодов, не считая многочисленной мультипликации,…

  • Ближние автопутешествия "1812/1941"

    Всем настолько понравилась поездка в Великий Новгород, а мама, которая с нами не ездила, так впечатлилась нашими рассказами, что все дружно…

  • Ралли-Марафон "1000 вёрст" Зима 2016

    27-28 февраля 2016 года прошло очередное Ралли-Марафон "1000 вёрст" по территориям Московской, Тверской и Смоленской областей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments