Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Второе паломничество в Оптину и Шамордино (+ обещанные фото)

IMG_6508-1...Шла третья безвыездная трудовая неделя. День за днём - подъём, метро, работа, метро, отбой... Типовые обязанности, типовые продукты, типовые маршруты, типовые разговоры. Вечером очередного типового дня, вернувшись с работы и увидев страдальческое лицо жены и сопливый нос дочери (опять поругались!), понял - надо что-то делать.

Всем нужна встряска и смена обстановки. Дочку - в детский рай к бабушке, у которой можно вытворять всё что угодно, и никто не скажет "нельзя". Обоих взрослых - в автомобильную поездку, но куда? Лист формата А4, прикреплённый магнитом к холодильнику и исписанный названиями мест, которые надо посетить, давно перечёркан - все посетили. В распоряжении два выходных дня, но ехать с ночёвкой не хочется. Нужно что-то такое, куда можно махнуть одним днём, вернуться не очень поздно, и в то же время чтобы было хорошо, красиво и не надо было ни о чём думать.

IMG_6537-1
Врата монастыря.

CRW_6509-1
Угловая башня монастырской ограды.

IMG_6532-1
Другая башня.

CRW_6513-1
Золотой ангел.

CRW_6521-1
Введенский собор.

IMG_6533-1
Введенский собор.
CRW_6515-1
Купола Введенского собора

CRW_6511-1
Церковь Спаса Преображения.

CRW_6516-1
Церковь Спаса Преображения в цветах.

IMG_6525-1
Каменная часовня на месте погребения иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных на Пасху 1993 г.

IMG_6526-1
Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери и часть территории монастыря.

IMG_6524-1
Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери и звонница.

IMG_6531-1
Сень.

CRW_6519-1
Вековые деревья на монастырском кладбище.

IMG_6530-1
"К середине дня появились экскурсии, многолюдные и шумные. Все экскурсоводы - священники".

CRW_6517-1
"В монастыре живёт множество кошек самого деревенского вида и необыкновенной мохнатости".

IMG_6527-1
"Они свободно гуляют по территории о очень любят ластиться к людям".

CRW_6512-1
Даже кошки любят красоту.

IMG_6535-1
"Стоит сесть на корточки, они тут же залезают на колени, громко мурлыкают и подставляют свои мордочки".

IMG_6536-1
Церковь, Человек и Птицы.

CRW_6510-1
Живой флюгер.

CRW_6514-1
Галки на куполе Церкви Марии Египетской и Анны Праведной.

IMG_6538-1
"В Оптино есть целая кучка собачьей детворы".

IMG_6573-1
"Мы много часов провели на территории монастыря, любуясь далёкими горизонтами".
(Шамордино).

IMG_6547-1
"Было ощутимо холоднее, чем в прошлый раз, но так же тихо и сухо".

IMG_6541-1
Колхозные развалины времён СССР, многочисленные в этих краях.

IMG_6544-1
Снежинки на сухом чертополохе.

IMG_6542-1
"Шамординский женский монастырь расположен на высокой горе, которая круто обрывается к реке Серена (притоку Жиздры)".

IMG_6546-1
"К нему ведёт единственная дорога по гребню холма".

IMG_6548-1
Каменные наружные врата Шамординского монастыря.

IMG_6579-1
И деревянные резные внутренние.

IMG_6549-1
Казанский собор, как он открывается паломникам.
С этой точки есть множество фотографий, но все обрезаны по верхушке ограды. Специально не стал кадрировать, пусть будет, как оно есть на самом деле.

IMG_6550-1
"Стихийный рыночек".

IMG_6551-1
Казанский собор.
"Очень нравится весёлый вид здешних кирпичных построек".

IMG_6552-1
"Эти сотканные кирпичом архитектурные украшения в древнерусском стиле, со столбиками, вздутиями, перехватами и кокошниками".

IMG_6553-1
Трапезная палата и мостик.

IMG_6554-1
Архитектурные украшения и ангел.
IMG_6555-1
Крыльцо Казанского собора.

IMG_6577-1
Другое крыльцо Казанского собора.

IMG_6560-1
Казанский собор, монастырские постройки и птицы в небе.

IMG_6567-1
Купола храмов в Шамордино покрыты черным матовым металлом, а не золотом.

IMG_6569-1
Храм "Утоли моя печали" на закрытой территории монастыря.

IMG_6563-1Путеводитель и отражение храма.

IMG_6559-1Дом благотворителя С.Е. Перлова.

IMG_6556-1

Водонапорная башня под Вифлеемской звездой.

IMG_6572-1Больничный корпус.

IMG_6557-1
Жилой корпус начала XX века.

IMG_6565-1
Жилой корпус начала XX века.

IMG_6566-1
Простое хозяйство.

IMG_6564-1
На территории Шамординской обители.

IMG_6575-1
Лестница к святому источнику и разрушенный до фундамента Троицкий храм.

IMG_6568-1
Кошка Белка играет с мышкой.

IMG_6570-1
Другая кошка крадётся вдоль забора.

IMG_6578-1Третья кошка умывается.

IMG_6561-1
"Начало темнеть, и мы стали прощаться с гостеприимной обителью".

IMG_6582-1
"В Суворове расположена Черепетская ГРЭС".

map
"За две поездки у нас появился определённый информационный банк о местных дорогах".

Предлагались и отметались варианты поездки по Угличскому шоссе в Калязин и Мышкин, или в Волоколамск, или в Смоленск, или в Егорьевск. Что-то во всех этих маршрутах было не то. Либо мы там недавно были, либо смотреть не на что.

Тут вспомнил, что три недели назад замечательно съездили в Оптину пустынь. И Наталия говорила, что ей там понравилось.
-- Поехали в Оптину, - говорю.
-- Мы же там только что были, - отвечает Наталия.
-- Ничего, съездим ещё раз! Погуляем подольше. Пофотографируем, а то в прошлый раз фотоаппарат дома забыли. Иначе к чему бы вчера с "Православия" пришли отзывы на наше фото, сделанное ровно год назад?

Пауза.

Через полчаса приходит СМСка: "Придумала: поехали в Оптину и Шамордино. В последнем практически ничего не видели". Ну что на это ответить? Решено!

Вот странные люди! Отвезли ребёнка к бабушке, так вместо того, чтобы потом целый день спать, валяться в кровати и смотреть телевизор они встают раньше, чем на работу, целый день трясутся в автомобиле, не спят, ничего не едят, жгут топливо бочками и мёрзнут на улице в сотнях километров от дома! И всё ради чего?

Но оно того стоит. Так уж получилось, что самый лучший отдых для нас - это встряска, стресс, напряжение и нагрузка. И чем они сильнее отличаются от обыденных, тем полнее внутреннее обновление. Для этого мы с детства выбираем походы, гонки, спорт, путешествия и прочие приключения, которые часто придумываем прямо на ходу.

Так вышло и в этот раз, с той лишь разницей, что в Оптину мы ехали за тишиной и спокойствием. Так человеку время от времени необходимо остановить свой необузданный бег, посидеть на берегу реки и посмотреть на гипнотизирующее течение вод, или побыть у костра и посмотреть на завораживающий танец огня.

Несмотря на то, что задержались на целый час (забыл дома деньги и документы, пришлось возвращаться), в Оптину прибыли довольно рано. Во всяком случае, паломников было немного. Утренние службы уже закончились, поэтому послушать чудесный мужской хор не удалось. Наталия немедленно ринулась в книжную лавку. Хотя все продающиеся в них книги выпускаются в Москве, нам оказалось проще доехать за ними в Оптину, чем на Сретенский бульвар :) А я тем временем потихоньку взялся за фотоаппарат. Хотя на территории монастыря фотографировать не запрещено, не хотелось быть праздным туристом, каких здесь много: фотик на вытянутой руке, мобильник в другой руке, громкие голоса и тыканье пальцами по сторонам. Лично я люблю свою страну и уважаю его святыни, будь это церкви, монастыри, памятники или исторические места, и веду себя соответственно.

Было ощутимо холоднее, чем в прошлый раз, но так же тихо и сухо. Тишина этого места удивляет. Ветер может дуть где-то совсем в другом месте, там же могут грохотать автомобили и шуметь жизнь. А здесь как будто другой мир. Голоса людей звучат приглушённо и как будто издалека. Галчат галки, лают собаки, вздыхает осенний лес, и эти звуки наполняют тишину особым содержанием, очень заметным для городского уха. Так после грохота машин поражает деревенская спокойная тишина или торжественная тишь леса. Как будто из бушующего моря тебя вдруг выбросило на спокойный и приветливый берег. Всё здесь располагает к неторопливости и размеренности. Не хотелось никуда спешить. Забылись все городские заботы. Думалось о возвышенном, об истории этого монастыря и о его жителях. Наступила самая долгожданная тишина - внутренняя.

В этом успокоенном и утихомиренном расположении духа мы много часов провели на территории монастыря, любуясь далёкими горизонтами, заходя в храмы и гуляя по монастырскому кладбищу. Нам интересно рассматривать фрески и росписи храмов, иконы, изречения святых, надписи на могильных камнях. Когда проникаешься значением момента и духом того места, в котором находишься, то любая деталь, на которую ты случайно обратил своё внимание, может оказаться имеющей громадный смысл и значение именно для тебя. Не думаю, что это простое совпадение. Как говорят великие, совпадения - тот язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Это может произойти в любой момент, но для восприятия нужен определённый настрой именно в себе самом. Когда ты поглощён какими-то делами, тяжело достучаться до тебя (например, я ничего не замечаю вокруг, когда читаю или когда работаю). Но когда душа твоя вдруг распахнулась навстречу вселенной - от удивления ли, от восторга, либо ты сам готовился к этому - начинаешь замечать множество мелочей, дотоле ускользающих от внимания. И тут наступает пора неожиданных и удивительных открытий. Какие-то заурядные вещи вдруг выстраиваются в строгие цепочки, ты один замечаешь эту закономерность, и вдруг в глубине души вспыхивает внезапное "Понял!" Из сложной системы намёков и совпадений непостижимым образом рождается вывод, понятный тебе одному, часто невыразимый словами, но запоминающийся накрепко. Так, в прошлую поездку в Оптину со мной разговаривали изречения в росписи храмов, и я помню своё потрясение, когда обнаружил строгую и правильную речь, обращённую к себе, и что жена моя её не видит. В сегодняшнюю поездку решил повторно найти эти же надписи - и не нашёл.

Как достойно умудрялись люди в старину отдавать дань чести своим усопшим! Посмотрите, какие раньше выбивали надгробные надписи. По сути, это лаконичные рассказы о всей земной жизни покойного, отточенному стилю которых можно только позавидовать. Вот примеры:
  • "Под сим храмом погребено тело Схимонаха Иоанникия. Он родом Калужской губернии, Жиздринского уезда, из пономарей села Толстошева. Поступил в число братства сей Оптиной пустыни в 1802 году, пострижен в монашество в 1806 году Сентября 19 дня, а в схиму 1810 году в Апреле месяце, в иноческих подвигах преуспевал в особенности послушанием, тихостию и кротостию с блаженною простотою и незлобием. Имел нелицемерную любовь к Настоятелю и ко всей во Христе братии. К церковной Божией службе притекал первый и исходил последний. Почил о Господе с миром 1815 года Апреля 30 дня на 55 году от рождения своего, а тело его погребено Мая 2 дня в день недельный."
  • "Иеросхимонах Платон, в мире Павел Степанович Покровский, сын священника Тамбовской губ., студент семинарии, был 12 лет наставником Липецкого Духовного Училища. В 1842 г. поступил послушником в Оптину Пустынь, где прожил 41 год. Знаток любитель нотного пения, он не малое время был регентом монастырского хора и обучал других пению. Под конец жизни был духовником богомольцев. Пострижен в схиму, скончался 17 сент. 1884 г."
  • "Здесь покоится прах иеромонаха Илиодора (Головина). Орл. губ., гор. Ливен, села Казанского, из государственных крестьян, род. 1847 г. июня 22 дня, поступил в обитель 1870 г. окт. 12 дня. Окончил жизнь свою 1908 г. сент. 25 дня. Проходил клиросное послушание 33 года, был благочинным, всех лет от роду 61 г."
  • "Здесь погребено тело в Бозе почившего раба Божия Статского Советника Почетного Гражданина Дмитрия Васильевича Брюзгина. Родившегося Февраля 3-го дня 1778 года, а скончавшегося июня 11-го дня 1868 года. Господи, упокой душу его в селениях праведных".
  • "Капитан 1-го ранга Матвей Васильевич Былим-Колосовской. Родился 20-го Ноября 1806 г. Скончался 22 Сентября 1853 года".
  • "Под сим местом погребено тело дочери губернского секретаря девицы Веры Васильевны Ключарёвой, родившейся 18 июля 1871 г., скончавшейся на 12 году от рождения от дифтерита здесь, в Оптиной Пустыни 8 июня 1882 г. Не возбраняйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное".
К середине дня появились экскурсии, многолюдные и шумные. Все экскурсоводы - священники, не обязательно Оптинской обители, так как сюда приезжает много паломнических групп из других городов. Одного такого батюшку нам повезло послушать. Со своими паломниками он провёл поминальную службу, причём ему помогал оптинский мальчик лет десяти. Этот малыш очень чётко и без запинок читал молитвы в тех местах службы, где полагается вступать чтецам, с выражением и с интонациями, как настоящий знаток своего дела. Батюшка - молодой крепкий мужчина лет 35-ти, обладал сильным хорошо поставленным голосом, красиво пел и доходчиво говорил. Приятно было послушать. По некоторым приёмам было видно, что он привык работать с людьми - может быть с паломниками, а может даже с детьми. Например, когда закончилась служба и люди встали в очередь на миропомазание, батюшка, не отвлекаясь от основного дела, не молчал, а рассказывал всем разные поучительные истории, а когда было уместно, командовал: "А теперь споём!" - и все пели. Такое видел у воспитателей в детском саду, которые постоянно чем-то увлекают детей - игрой или песней - так как в тишине они начинают баловаться и перестают слушаться :)

Как известно, собак в монастырь не пускают. Они живут за его воротами, и в Оптино есть целая кучка собачьей детворы, очень умиляющей Наталию. А в самом монастыре живёт множество кошек самого деревенского вида и необыкновенной мохнатости :) Они свободно гуляют по территории о очень любят ластиться к людям. Стоит сесть на корточки, они тут же залезают на колени, громко мурлыкают и подставляют свои мордочки. Лаской их не обделяют - стоит одному человеку снять их с себя, их тут же берёт на руки кто-то другой.

В районе Оптиной пустыни река Жиздра течет с юго-запада на северо-восток и впадает в Оку. Левый берег низкий, пойменный. Вдоль правого берега тянется гористая, лесистая и малонаселённая возвышенность, часть Национального парка "Угра". На этом высоком сосновом берегу и стоит Оптинский мужской монастырь.

Шамординский женский монастырь тоже расположен на высокой горе, которая круто обрывается к реке Серена (притоку Жиздры). К нему ведёт единственная дорога по гребню холма. И вот, со второй попытки, мы добрались сюда засветло.

Место это чуть менее посещаемое, чем Оптина, и если в Оптиной перед вратами монастыря расположена автостоянка, пост милиции и гостиница для паломников, то в Шамордино только автобусная остановка и стихийный рыночек. За порядком следит казак в форме.

Территория Шамординского монастыря ничуть не меньше Оптинской. Во всех монастырях есть часть, открытая для паломников и посетителей, и часть, куда можно только монахам. В Шамордино это дорожка, поднимающаяся мимо цветников и храмов на вершину горы, где находится монастырское кладбище и откуда начинается спуск к святому источнику.

В Шамордино везде чувствуется заботливая женская рука: в многочисленных цветниках и клумбах, в по-домашнему уютном убранстве храмов, в иконах, вручную расшитых бисером. Стоит напомнить, что все эти грандиозные сооружения в 1990-м году восстанавливали из руин женщины собственными руками. Их было всего шестеро. Всё время пребывания здесь меня не оставляло ощущение, что я прибыл в гости к дамам, строгим, но хрупким, и поэтому не должен забывать, что я - джентльмен.

Очень нравится весёлый вид здешних кирпичных построек-теремков, эти сотканные кирпичом архитектурные украшения в древнерусском стиле, со столбиками, вздутиями, перехватами и кокошниками.

И в Оптиной, и в Шамордино в книжных лавках за прилавками стоят монахи - иноки и инокини. Они исполняют послушание - так здесь называется трудовая обязанность, даваемая иноку игуменом. Они очень вежливы и обходительны с посетителями, которые бывают разными, капризными и шумными, как в любом магазине. Есть что-то общее в глазах монахов и монахинь в книжных лавках обоих монастырей. Как будто мыслями они далеко отсюда, от грешной земли, а на покупателей смотрят так, как терпеливые взрослые смотрят на детей, которые сами не знают, какую игрушку им надо. Такие взгляды, кроме священнослужителей, я видел только у некоторых педагогов...

Начало темнеть, и мы стали прощаться с гостеприимной обителью. За целый день мы съели только по два постных пирожка и выпили по стакану святой воды. Но есть не хотелось. Как и в прошлый раз, мы не поехали удобной и прямой дорогой домой, а решили разведать новые пути. Таким образом, за две поездки у нас появился определённый информационный банк о местных дорогах (смотри карту).

Из Москвы наиболее удобный путь по трассе М-3 "Украина": примерно до 134-го километра, далее на новую объездную Калужскую дорогу по указателям на Козельск, а затем по указателям на Оптину пустынь. Выскочить из Козельска коротким путём на трассу М-3 через ж/д станцию Кудрино не получится - это только на карте обозначена дорога, на самом деле это тропа для тракторов и танков. Дорогу на Сухиничи не проверяли, нам было не по пути.

Кроме М-3, из Козельска в Москву можно попасть по трассе М-2 "Крым" через Суворов и Тулу. Так вот, дорожка Р-92 на Чекалин - прекрасное шоссе, тогда как сам Чекалин - мрачнейший населённый пункт (рука не поднимается написать "город". Уже в 17 часов он был погружен в кромешную темень. В промежутках между домами, на карте обозначенных как улицы, нет ни намёка на асфальт. Люди ходят по обочинам дорог с фонариками. Однако в центре этого местечка наши фары высветили пару красивых старинных купеческих домов. Далее на Суворов ведет "шоссе" Р-146, такое же унылое и разбитое, как Чекалин или расположенный на этом пути населеннный пункт со знаковым названием Черепеть. Поэтому рекомендуем от калужско-козельского шоссе ехать в Суворов по дороге Р-95. В Суворове расположена Черепетская ГРЭС, и город выглядит индустриальным и цивилизованным. По тротуарам ходят люди в городской одежде, центр ярко освещен и полон магазинов, баров и кафе. Если вы едете через Суворов в Тулу, то надо ехать по указателям на Центр, там дорога лучше, а не сворачивать на "главную", которая выведет на плохую объездную для грузовиков. Из Суворова в Тулу ведет хорошее шоссе Р-95 - Р-139, которое упирается в трассу М-3. Отсюда можно ехать в Тулу, Москву или Орёл. Ещё удобнее добираться до Тулы из Калуги по прямому и ровному шоссе Р-132. Но мы не ищем лёгких путей :) К тому же, "республиканские" шоссе имеют важное достоинство: проезжая по ним, удобно наблюдать окружающие ландшафты во всех подробностях, а также населённые пункты, через которые проходит дорога.

Разумеется, после такого анабазиса мы ног под собой не чуяли, когда вернулись домой. Машина опять была залита грязью по самую крышу. Но всё это - часть программы! По нашим меркам, мы совершили небольшой и несложный вояж, но психологическую разгрузку получили полную. И сложно сказать, что в этом сыграло бо'льшую роль - дорожные впечатления, физическая усталость или то, что постояли у порога Вечности?
Tags: Оптина Пустынь, Путешествия, Шамордино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments