Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Categories:

Судейство в автоспорте.

По просьбам друзей, решил выложить главу о судействе. Читайте на здоровье. Два примечания:
1) Иллюстраций нет намеренно - они будут в книге;
2) В главе не упомянуто много известных людей, связанных с судейством и организацией ралли. Просто о них написано в предыдущих главах.


Спортивное судейство – это одна из черт, которая роднит любительские и боевые ралли. Этому делу посвящена особая глава. Очень многие автогонщики, помимо выступлений в соревнованиях, работали спортивными судьями.

 

Несмотря на то, что эта работа оплачивалась организаторами[1], движущей силой в судействе был, прежде всего, энтузиазм, а также желание сделать соревнования лучше, помочь знакомым организаторам, провести хорошее мероприятие для начинающих спортсменов. Для меня участие в судействе было связано со всеми перечисленными мотивами и продолжалось до 2009 года, уже в эпоху серьёзных боевых выступлений.

 

Судейство в автоспорте.

 

Иногда приходилось слышать, как раздражённые чем-то гонщики предлагали бойкотировать какую-нибудь гонку. Только было бы гораздо круче, если бы на соревнование не явились не участники, а спортивные судьи.

Никто не поставит отметок на КВ, не даст старт, не отсечёт финиш, не заполнит протоколы и не вывесит результаты. Все движения спортсменов потеряют смысл. К счастью, это утопия, потому что спортивное судейство обеспечивается такими же энтузиастами, как и весь отечественный автоспорт в целом.

В судейство меня стал вовлекать Алекс Кузьмич, который сам был спортивным судьёй и руководителем судейской бригады «Щелчок». Но, пока был цел автомобиль и продолжались активные выступления «в зачёте», это не было главным занятием в спорте. Хотя именно в период 2004-2005 годов работал в судейской бригаде на кольцевом автодроме Мячково[2] и впервые поработал судьёй на клубном ралли. Да ещё на каком! На ралли «Московский Рубеж – Бородино»[3], первом и последнем зимнем ралли в Можайском районе Московской области! К тому же, в редчайшем для ККР двухдневном формате.

В 2006 году встал вопрос о продолжении активного участия в раллийной жизни. Автомобиль для Р3К погиб, на боевые ралли не было средств. Поэтому я выбрал судейство. Дело это знакомое, среди друзей, и главное – в самой гуще гонок. Любительские ралли, клубные гонки, Кубок и Чемпионат России по ралли, чемпионаты по картингу, ралли ретро-автомобилей, конкурсы водительского мастерства – вот куда завёл этот выбор!

Увлекательнее всего было раллийное судейство.

К месту соревнований и обратно мы чаще всего выезжали вместе друзьями, коллегами-судьями, на нескольких автомобилях. В пути мы весело болтали по рации, поэтому дорога не казалась скучной. Обычаем стал заезд в Макдональдс, хотя за рамками судейства никто терпеть не мог это заведение. Практика езды колонной в любых условиях шлифовала водительское мастерство. Мы могли держать скорость и строй, прикрывая друг друга, и в московских пробках, и на скользких трассах СУ[4]. А при сложных обгонах на автобанах мы передавали друг другу информацию по радио. Стоит ли говорить, что скоростной режим мы нарушали везде, где только можно? Гонки судейских бригад – это ещё один вид неформальных зачётов ралли[5].

Судьи первыми выезжают на трассу ралли, занимая свои места минимум за час до зачётных экипажей (на самом деле, ещё раньше). В боевых ралли судьи также работают на ознакомлении и на тестовом участке, если он есть. Двухдневный формат для судей обычен. Подъём в 5-6 утра[6] и возвращение на базу часов в 10 вечера, быстрые перестановки с точки на точку по трассе гонки[7], периоды ожидания и часы непростой работы, на ногах, в любую погоду – у судей на ралли своё расписание и маршрутный лист.

Судейские пункты в ралли бывают контактными, у которых экипажи останавливаются для подачи контрольной карты, и бесконтактными, мимо которых экипажи проезжают ходом. К первым относятся: контроль времени (КВ), старт допа, послефинишная отметка, некоторые Р3Кшные судейские пункты. Ко вторым: финиш СУ, контроль прохождения (КП), Р3Кшный промежуточный финиш и совмещённый старт. У каждого судейского пункта есть своя специфика и своё удовольствие.

Моим любимым контактным судейским пунктом был старт СУ. Дел здесь очень много. Экипажи стартуют раз в минуту, и за 60 секунд надо успеть: поставить экипаж на стартовую линию, взять контрольную карту у штурмана, посмотреть на часы, отметить протокол и контрольную карту, отдать штурману контрольную карту за 30 секунд до старта, вести голосом отсчёт времени, дать «распальцовку»[8], проследить за стартом автомобиля и начать всё сначала со следующим экипажем. Однако, при определённой сноровке, оказывается, что в одной минуте очень много времени! Многие мои знакомые, гостившие на гонках, делали для себя это открытие именно на старте СУ. После выполнения главного, остаётся от 10 до 20 секунд, в которые можно: передохнуть, сделать фотоснимок, осмотреть гоночный автомобиль со всех сторон – вдруг что-то капает или отрывается, угостить членов экипажа конфетками[9], а также перекинуться с ними парой фраз, что бывает очень важно для гонщиков, находящихся в напряжении. Тон у хорошего судьи всегда вежливый, при этом доброжелательный и радостный. Гонщики должны чувствовать себя в центре праздника.

А если на улице мороз или плохая погода, то можно попроситься на бесконтактный судейский пункт, например, на финиш допа. Здесь можно вообще не выходить из автомобиля, главное успевать записывать номер финишировавшего экипажа и показания хронометров[10].

Как-то раз работали на финише СУ «Корено» на осеннем «Пено». Напарником у меня была девушка из команды Питерских хронометристов[11]. Стояла прекрасная золотая осень. Несмотря на ночной заморозок, утром засияло солнце, и днём стало почти жарко. Тайга играла золотыми и багряными нарядами. Небо было ясным и голубым, того неповторимого оттенка, который бывает только осенью. Стояло полное безветрие, а невдалеке от нашей судейской машины виднелись туши коров, сложенные для приманки медведей[12].

У нас страшно болели головы, так как накануне мы бурно отметили встречу с друзьями на базе отдыха «Сокол», куда обычно заселяют судей и спасателей ралли «Пено». Окна в машине быстро запотели, как всегда бывает с похмелья. К счастью, это не мешало работать, так как монитор системы электронного финиша и рация были установлены в салоне. Поэтому всё шло, как обычно. Боевые автомобили полным ходом пролетали мимо нас, разбрасывая камешки и поднимая тучи пыли, как вдруг раздался стук в запотевшее окно.

Это было настолько неожиданно, что мы здорово перепугались. Все нормальные люди здесь ездят на машинах, значит, пешком может ходить только кто-то страшный! Открыв дверь, я увидел человека в гоночном комбинезоне и в шлеме. В руках у него был кусок ступицы заднего колеса автомобиля.

– Здесь колесо не пролетало? – спросил человек.

– Не-ет, – ошеломлённо ответил я, стараясь дышать в сторону.

Человек подозрительно посмотрел на нас, на кусты вокруг, молча перешёл на другую сторону дороги и скрылся в пыльных зарослях. Мы недоумевали, что всё это означает. Минут через десять этот человек возник из леса, радостно улыбаясь и таща в руках гоночное колесо. С колеса свисали клочки какого-то железа. Не глядя в нашу сторону, он пешком пошёл куда-то в сторону финиша, и через секунду пропал из виду.

Кто это был и куда он потом делся, мы так никогда и не узнали.

Зато в перерыве между секциями мы смогли как следует проспаться, пригревшись на солнышке. Мастерство не пропьёшь, и проснулся я в ту же секунду, когда автомобиль главного судьи показался из леса, направляясь к нашему судейскому пункту.

Для комфорта в работе у меня всегда с собой был термос с чаем и небольшой сухой паёк. И все судьи, кто работал со мной, знали об этом и с удовольствием пользовались. Судейский экипаж, как правило, состоит из двух человек. Иногда нам давали «помогальников» – помощников из местной молодёжи[13]. Но очень часто я работал один – и потому, что справлялся самостоятельно, и потому, что не хватало людей. Оплата обычно тоже выдавалась на экипаж. В Р3К это было тысяча-полторы за день (а чаще всего – бесплатно), в боевых или ретро-ралли 2500 рублей в день. Проживание на далёких гонках всегда за счёт организатора, а в Чемпионате, кроме того, судьям оплачивалось топливо. Оплату делили поровну между судьями одного экипажа, вычитая расходы на заправку. В тяжёлом 2006 году судейство стало для меня, помимо всего прочего, и кое-какой подработкой.

Но не всегда работать судьёй было приятно. Это связано с недостатками организации клубного ралли в то время, точнее – с недостаточным обеспечением безопасности НГС ККР. Слишком часто на перекрытые трассы выезжали посторонние транспортные средства, и гонку приходилось останавливать. Нередко разные люди лезли напролом, нарочно игнорируя все запреты. Судьи хорошо понимают, что это значит. Ведь гонщики не знают и не предполагают, что на их пути кто-то есть! Так что сцены, когда судьи буквально ложились под колёса наглым джипам, при полном попустительстве милиции, были не такими уж редкими. Это не только сильный стресс, но и большая помеха в работе. Только на Кубке и в Чемпионате, где организация гонок намного выше, судьи могли не отвлекаться на несвойственные им занятия.

К счастью, недостатки не могли испортить праздник автоспорта. Собственно, на судействе я и узнал все те раллийные трассы, на которые через несколько лет вышел как пилот. Именно со времен судейства знаю и люблю Пено – как зимнее, так и осеннее. Не только Пено, вообще всякая поездка на судейство становилась праздником, намного лучшим, чем отдых на популярном курорте. Поездка на природу (а ралли всегда проводились в очень красивых местах), встреча и общение с друзьями, сувениры и гостинцы домой, и, конечно же – гонки во всех проявлениях. Да, на судействе никак нельзя было почувствовать себя в отрыве от ралли.

Р3Кшное судейство не было таким экстремальным. Да и сам этот вид ралли не связан с такими острыми вопросами, как боевые ралли. Чаще всего, организаторы просили знакомых гонщиков помочь организовать «детям» хороший праздник. И гонщики откладывали в сторону графики выступлений, славу и регалии и становились простыми линейными судьями на любительских ралли.

Хотя, без приключений не обходилось и здесь. Например, на одних из «Летних Каникул» (не помню точно, 2004 или 2005 года) аборигены украли судейские щиты и попытались скрыться. Но «Весельчак У» Андрей Плетенёв с товарищами смело бросился на капот аборигенской машины и отбил казённое имущество, за что был хвалим и почитаем организаторами и всеми раллистами. А когда воров спросили, зачем им щиты, ведь они нигде, кроме ралли, не нужны, воры ответили, что они каждый год так делают.

А на «Летних Каникулах 2006», шестилетнем юбилее «Каникул», чуть не вышла драка организаторов с жителями деревни Измайлово, которые не хотели, чтобы у них ездили спортивные машины. Стихийный бунт удалось усмирить, и, к счастью, рядовые участники ничего не узнали.

«Ралли приводит автоспорт к Вашему дому», говорится в лозунге компании «Пежо». Вот она, популярность ралли у местных жителей.

Судейство в кольце совершенно не похоже на раллийное. Во-первых, это недалеко от Москвы: АДМ Мячково, картодромы Лидер в Подольске или Пилот у метро «Медведково», автодром в Икше. Во вторых, само соревнование проводится по другим правилам и на маленькой трассе, обозреваемой целиком. Здесь было необходимо пользоваться флажной сигнализацией, следить за соблюдением правил гонщиками, докладывать о нарушениях главному судье.

Очень быстро глаз начал разбираться в сутолоке гоночных машин на трассе. Буквально через пару гонок мы с друзьями привыкли считать круги, следить за лидерами и отстающими, замечать обгоны и нарушения правил, отслеживать «круговых»[14]. Несмотря на быстротечность эпизодов и на то, что машин на трассе мог быть десяток, навык давал возможность спокойно уследить за всем «полем битвы». Главный судья мог не вмешиваться в наши действия, так как мы сами успевали всё делать правильно. Оставалось ещё много времени, чтобы успеть насладиться красотой борьбы.

До этого я не очень понимал кольцевые гонки, но судейство открыло много нового и интересного в этом спорте. Соревнования перестали быть безликим мельканием машин по кругу. Оказалось очень захватывающим следить за острейшей борьбой на трассе, стратегией и тактикой спортсменов, отдельными гоночными эпизодами.

С тех пор я с большим интересом смотрел разнообразные кольцевые автогонки по телевизору. А благодаря тому, что я мог объяснить происходящее, в это занятие втянулась и моя мать. Через некоторое время она стала вполне квалифицированным автоспортивным зрителем.

Чаще всего мы работали по линии Алекса Кузьмича на соревнованиях по картингу. А в 2006-м году я стал главным судьей на Чемпионате «SuperHonda». Это любительская картинговая серия. Мощность картов в ней ограничена девятью лошадиными силами, как в прокате. Чаще всего это и были подержанные машины из проката. Пилоты были тоже вполне зрелыми людьми. В азарте борьбы они нередко применяли друг против друга запрещённые контактные приёмы. Да и уровень пилотажа был не лучшим. Это всё сильно контрастировало с другими картинговыми чемпионатами, например EasyCart, где мощность моторов доходила до 30 л/с[15], а пилоты были, в основном, детьми и подростками. За это я называл СуперХонду «клубным картингом», про себя, конечно[16].

Совсем далёкими от спорта были ралли ретро-автомобилей, которые проводились по максимально упрощённым правилам Р3К. Ведь целью этих ралли был не спорт, а дать возможность владельцам антикварных автомобилей показаться с ними на людях, пафосно провести время. И, поскольку владельцы старинных машин – как мы говорили, «ретрюки» – были людьми состоятельными, то на этих мероприятиях царило классовое расслоение общества. Судей не пускали в те или иные места, где могли находиться участники. Общаться с ними, как мы привыкли в ралли, тоже было не о чем. Так что мы спокойно проводили время в своём обществе и не стремились «в свет». Зато это был нетяжёлый заработок.

Но и здесь не обходилось без приключений. Например, как-то раз на тихом шоссе около Звенигорода Константина Мотовилова чуть не задавило колесо, оторвавшееся от грузовика ЗИЛ-130 с прицепом, который вёз бетонные кольца. Колесо весело укатилось в лес как раз в том месте, где только что стоял Костя. А Косте оставалось благодарить судьбу за внезапное желание отойти на два шага в сторону.

Также для заработка ездил несколько раз на конкурсы водительского мастерства среди водителей автобусов Мосгортранса. Размах мероприятий, конечно, впечатлял. Несколько десятков участников на рейсовых автобусах должны были выполнять разнообразные «фигурки». В числе заданий были: «гараж», «стоянка», «остановка», «колея», «ворота», «снять-повесить кольцо», «круг» и некоторые другие. А судьи не только фиксировали факт выполнения, но и сразу же начисляли штрафные очки за нарушения.

Несколько раз работал инструктором на различных тест-драйвах, которые устраивали дилеры внедорожной техники. Но интереснее всего оказалось на конференции дальнобойщиков, когда директора фирм, солидные люди в возрасте, крутили «мальтийский крест»[17] на огромном седельном тягаче – азартно, с заносами и визгом шин[18]!

К сожалению, такие мероприятия проводились среди рабочей недели, поэтому я недолго на них работал. А затем стал лучше зарабатывать на основной работе, начались поездки в боевые ралли, и постепенно оставил судейство совсем.

Тем не менее, судейская подготовка принесла большую пользу. Хорошо стал знать правила проведения ралли, что пригодилось в штурманстве. О знакомстве с трассами уже упоминал. До сих пор с закрытыми глаза могу показать, где обычно ставится тот или иной судейский пункт. Да и вообще, знакомство с этой стороной ралли расширило кругозор, обогатило копилку знаний, которые находят применение не только в спорте.

С тех пор, когда иду пешком, всегда стараюсь держаться подальше от машин. Никогда не стою на краю тротуара и не выхожу на проезжую часть в ожидании автобуса или зелёного сигнала светофора. По мне, лучше лишнюю минуту постоять, пока переход не станет безопасным, чем метаться среди мчащихся машин. При переходе всегда смотрю на приближающиеся автомобили, а не себе под нос. Чтобы разойтись с машиной в узком месте, например во дворе, предпочитаю отступить на газон или спрятаться за другими машинами, а не жаться впритирку.

Объяснение простое: столько раз видел, как убираются машины, ещё мгновение назад казавшиеся такими устойчивыми и надёжными. Казалось бы, что может произойти? Ан нет – внезапно многотонный монстр, кувыркаясь, летит в непредсказуемом направлении, не разбирая дороги, и горе всему, что окажется на его пути. Человеческая реакция не успевает за автомобильными скоростями. Поэтому спасти может только предусмотрительность. Плюс к этому – недоверие к неизвестному человеку за рулём. Хватит ли ему мастерства пролететь в такой близости, как Вам хочется? Предпочитаю не проверять.

Отдельно хочу упомянуть людей, которые много лет отдали судейству в автоспорте, но, в отличие от гонщиков, совершенно неизвестны публике:

Анна «Нюша» Мухина с дочерью Полиной[19] и сыном Иваном, Павел Низкин, Маша Свешникова, Марина Попова, Маша Тарасова, Дима «Волк» и «Альфа», Андрей «Весельчак» Плетенёв, Всеволод «CeFFka» Комаров, «Ясный Сокол», Андрей Цыганов, Костя Будько «Switch TX»[20], Юля Голубева, Ольга Дунаевская, Алексей Поярков, Алла Захарина, Андрей Росин, Анита Яунсилс, Алиса и Аурина Селезнёвы, «Лексус и Таша», Евгений Литвиновский, Алексей Ершов, Михаил «Подлый Польский» Подьяпольский, Андрей Гусев, Дмитрий Куприянов, Таня «Бася» Иванова, Олег Шитиков, Леонид Медведев, и многие другие.



[1] Конечно, минимальными деньгами.

[2] Ещё на старой трассе, частично проходившей по ВПП аэродрома.

[3] 04-05 декабря 2004 г.

[4] Умение не утеряно до сих пор, и даже через много лет, когда доводится ехать вместе, мы, не сговариваясь, движемся организованно и чётко.

[5] Шутка. Первый вид – гонки «нулей». Об этом см. ниже. Третий вид – гонки овощей. А четвёртый – гонки аборигенов, которые продолжаются по полгода после окончания ралли. Последние два вида неформальных гонок оставляют после себя больше всего разбитых автомашин.

[6] Да-да, особенно когда пьянствовали до часу ночи.

[7] Обычно одна судейская бригада может отработать не один, а несколько СУ.

[8] Стартовый отсчёт 5-4-3-2-1, сопровождаемый загибанием пальцев. По команде «Старт!» следует взмах руки.

[9] Очень распространено на Р3К.

[10] Отметку времени на всех судейских пунктах ведут по астрономическому времени.

[11] Бригада, обслуживавшая систему электронного старта и финиша и работавшая, в основном, на этапах ЧР.

[12] Это была часть охотничьего хозяйства Сергея Успенского.

[13] Очень правильная мера для воспитания судейских кадров. Но только, если этим заниматься продуманно.

[14] Гонщики, которых лидер гонки обогнал на целый круг.

[15] Это для табуретки весом 15-20 кг! Скорость этих машин могла достигать 250 км/ч!

[16] Каково же было моё удивление, когда недавно узнал, что они стали сами себя так называть!

[17] Слалом, схема которого напоминает мальтийский крест.

[18] Пара проходов – и колёса приходилось менять.

[19] Прославленный штурман с 16-ти лет, позднее – мастер спорта.

[20] Трагически погиб 24 сентября 2005 года в результате несчастного случая, произошедшего в Новороссийске после завершения этапа Чемпионата России по ралли.

Tags: Мемуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments