Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Category:

Про нуление на ралли

Нуление.

Это увлекательное раллийное занятие, достойное отдельной темы.

 

По правилам проведения боевых ралли, после перекрытия трассы, проезда открывающей судейской машины и за 15 минут до первого боевого экипажа на трассу с двухминутным интервалом выходят «нулевые» автомобили. Их бывает от трёх до пяти, в зависимости от уровня соревнования. Они тоже считаются судейскими («автомобилями дистанции»). Их экипажи должны быть опытными спортсменами. Задача «нулей» очень важна: они проходят трассу ралли в боевом режиме и проверяют работу всех служб – «будят судей». Они должны замечать любые недостатки на трассе и тут же сообщать об этом руководителю гонки. От них зависит само проведение ралли, так как если не будет «нулей» или они плохо отработают, тот или иной спецучасток может быть отменён. Они должны проехать всю дистанцию от начала до конца и не поставить своей поломкой или «ушами» всё ралли на грань срыва.

В общем, у «нулей» очень большая ответственность. Поэтому в отечественных гонках «нулями» занимается лично руководитель гонки – «рукогон». Он подбирает, как правило, умелых и грамотных спортсменов, на которых можно положиться, и желательно на машинах с каркасом.

Из-за этой самой ответственности лично я не люблю «нуление». Находясь на трассе, приходится помнить, прежде всего, о долге, потом уже – обо всём остальном. А находясь в боевом зачёте, ты сам себе хозяин, хоть это и обходится дороже.

В боевых ралли «нули» обязательны. Бывают они и в любительских ралли, и даже в ралли ретро-автомобилей, где спортом и не пахнет.

Только всё это – идеал. В нашей действительности «нуление» часто оказывается связано с возможностью бесплатно прокатиться на ралли, используя знакомство с организатором. И очень часто «нули» забывают о своей высокой миссии – пилотам на трассе вообще свойственно забывать обо всём, кроме пилотирования. Начинаются «гонки нулей» – кто быстрее, а иногда даже гонки с боевыми экипажами. Нередко «нули» показывают такие времена, которые гарантировали бы им первое место в абсолюте, причём с большим отрывом. Но чаще увлёкшиеся «нули» зрелищно убираются, нередко в полном составе, заставляя организатора ломать голову – с кем же продолжать гонку?

Буду откровенен, сам я поступал так же. Надеюсь, срок давности этих преступлений уже истёк. И в своё оправдание могу сказать, что организатору я был хорошо знаком, имел репутацию опытного судьи и свой долг исполнил – почти.

На ралли «Старая Шуя 2007» 4-5 января 2007 г.

Тогда мы с Константином впервые попытались осуществить свою мечту выступить, как экипаж. Костя в руле, я штурман. Машина – двухлитровое спорт-купе Citroen Xsara VTS с блокировкой – была практически накануне приобретена у Чемпиона России Сергея Иванова (будущего организатора Кубка Рено Логан).

Каркаса в машине не было, на «Клуб-Стандарт» мы с Константином категорически не были согласны, поэтому и напросились «нулями». Однако зима 2007 года была одной из первых суровых и малоснежных зим начала XXI века. Стоял мороз при полном отсутствии снега. Земля застыла до железобетонного состояния. Местами лежал голый лёд. Организатор не предвидел этого и проложил трассу ралли по полевым и просёлочным дорогам. Если бы было много снега, как годом раньше, то гонка получилась бы чудесной. Но теперь из голой мёрзлой земли торчали все неровности, ямы и ухабы, не прикрытые ничем. Вместо ровной зимней дороги получилась страшная гонка на выживание.

Мы честно прописали трассу, но её состояние не внушило нам оптимизма. Мы решили отказаться от «нуления», чтобы не ломать автомобиль. Организатору соврали, что потекла стойка. Взамен предложили себя в качестве линейных судей, чем организатор не преминул воспользоваться.

Ралли проводилось в районе древнего русского городка Шуя. Мы с Константином поселились в центре города в гостинице, являвшей собой заповедник советского консерватизма: много лет без ремонта, один санузел на несколько номеров, массивные деревянные двери по четыре метра в высоту и типичный для советских общественных зданий интерьер. Сейчас этого заведения уже нет.

В пыльной столовой этой гостиницы мы стали свидетелями того, как умеют гулять местные жители. Компания людей лет по 40-50, человек двадцать, отмечала какой-то праздник. Организация гуляния была продуманной и строгой: всё выполнялось только по команде тамады. Команда – и все едят, команда – и произносится тост, команда – играет баянист и все поют хором.

Команда на выпивку отличалась креативностью: по завершении тоста все мужики хором ревели: «За это надо выпить!» А бабы в ответ визжали: «А мы не возражаем!» Мы с друзьями-раллистами чуть не падали под стол от смеха. С тех пор этот «народный фольклор» вошёл у нас в поговорку.

А как они танцевали! Изношенные тела явно были не в состоянии угнаться за разгулявшимся и помолодевшим духом, но старательно топали ногами и вертели складками. А Константин время от времени выставлял в их сторону вилку, чтобы расплясавшиеся тётки случайно не наступили на него.

На ралли «Голубые Озёра Лето 2007» 13-14 июля 2007 г.

Об этом написан подробный и обстоятельный отчет, см. одноимённую главу. Стоит добавить, что «нулями» мы с Леной Кузнецовой напросились именно потому, что ни разу не ездили на только что купленном каркашенном Гольфе. Ринуться в бой без подготовки мы не рискнули. А из-за того, что мы «нули», мы не имели права не явиться на гонку. И всё равно – едва не опоздали. В это неловкое положение нас поставила обслуживающая команда, да не будет упомянуто её имя.

Как «нули», мы свою задачу выполнили. Хотя в одном месте чуть не убрались, а на финишное КВ приехали не с той стороны, как полагалось по ДК.

На ралли «Победа 2009» 10-11 мая 2009 г.

Это ралли изначально планировалось как свадебное путешествие, так как дата гонки и дата регистрации брака почти совпадали. Только мы планировали заявиться в зачёт, выступив на каркашенной «десятке» – бывшей машине Сергея Козобродова, которая в то время находилась у одного нашего общего знакомого.

Однако возникло две проблемы.

Во-первых, у Наташи (невесты и штурмана) не было водительских прав, обязательных для боевых ралли. Несмотря на срочные меры, получить их до гонки она не успевала. Поэтому я позвонил организатору и напросился «нулём».

 А во-вторых, подвёл наш общий знакомый, и боевой машины мы не получили. Но отказаться от поездки и подвести организатора мы уже не могли. Поэтому отправились в Тулу на гражданской машине, которая и нашла там свой славный конец.

Сход произошёл на СУ-5, в очень быстром месте со скользким асфальтом. Перебрав со скоростью в левой «четвёрке» после правой «четвёрки», я умудрился положить машину на бок – всего за сто метров до финиша. Скорость в момент убора была 120-130 км/ч, многовато для гражданской машины. Упав, автомобиль перегородил всю дорогу, и в нас упёрлись «нули», ехавшие за нами. К счастью, рукогон был мгновенно проинформирован и быстро приостановил гонку. Случайно оказавшийся здесь друг – спасатель Герасим «Беглец»[1] – помог эвакуировать машину с дороги, и перерыв занял не более десяти минут[2].

Перед гонкой, в холодной неотапливаемой гостинице «Металлург», без горячей воды, мы с Наталией продрогли и простудились. В гонке чувствовали себя совсем больными. Тула тоже не понравилась. В дневниках есть запись, относящаяся к следующей «Победе» – 2010, ровно через год. Но практически всё в ней актуально и для 2009 года:

«2010-05-12 18:42:00

...Трасса ралли откровенно отстойная: всего 60 километров спецучастков и 200 километров нудных доездов между ними. Спецучастки «ни о чём» – прямые загородные дороги, на которых можно найти ну максимум два поворота. Остальное всё прямо. От пилота не требуется ничего, чисто гонка моторов, драг-рэйсинг. Можно было бы поставить ретардеры, как на Китеже, которых там было аж 26. На Туле предполагался всего один. Но всего жутче – перегоны между СУ. Асфальт на них клали наверно ещё при Сталине и не ремонтировали всё это время, включая Великую Отечественную. По нескольку десятков километров выматывающего ковыляния по ухабам. В день гонки предполагалась 4 (!) раза проезжать через город из конца в конец, а это – 8-е мая, выходной, пробки. В 2009-м году асфальт был лучше не намного (моложе всего на год), но организаторам это простили за прекрасный праздник. Была церемония открытия на площади Ленина перед администрацией области, пришли все руководители города, ветераны, православный священник окропил боевые машины святой водой. В 2010-м ничего этого не было.

Город Тула вызывает отвращение. Асфальта нет даже в центре города. Половину дороги через город приходится пробираться между огромных рваных ям. Как Мамай прошёл! Пыльно, зелени мало, много разноцветного дыма от гигантского завода Тулачермет. Пробки. У домов обшарпанный вид даже в центре города. За фасадами центральных улиц – абсолютно деревенские дворы, разве что куры не бегают. Много деревянных сельских домов. Некоторые ещё ничего, другие обвалившиеся и разрушенные. Захолустье в самом плохом смысле этого слова. При этом там и сям «точечно» понатыканы новые элитные дома и супермаркеты. Было приятно взглянуть только на детский парк на улице Кирова, утопающий в зелени, с фонтанами, горками, качелями и прочими лазалками.

Именно в Туле слишком часто становился свидетелем омерзительных сцен. Кабак в бывшем доме культуры, из которого с наступлением темноты выплёскивается оглушительный шум вперемешку с неприятными субъектами испитого вида и хамского поведения. Стаи хищников с акцентом, средь бела дня открыто, шумно и нагло пристающие к простым девушкам. На дорогах царит закон джунглей. К счастью, мне встречались только хорошие люди, но, очевидно, они бессильны изменить порядки в этом городе.

А всё, что не человеком сотворено – радовало. От Москвы каких-то 200 км, а было уже жарко (+28 против +15). Все деревья и кусты – в полном цвету, заливались соловьи и жаворонки, по вечерам толпами летали майские жуки, а также первые комары. Да и раздольная местность за Окой сама по себе очень красива».

Осталось добавить, что в 2009-м году, кроме торжественного старта, было пять городских СУ на площадках в черте города – практически «Супер-СУ» по количеству зрителей. Гаишники пропускали гонщиков на перекрёстках улиц, останавливая поток машин – при том, что в 2010 году именно Тульское УВД сорвало проведение «Победы 2010».

Ещё на том ралли активно использовались развалины стадиона «Металлург». На площадке рядом с ним расположился Парк Сервиса, а по беговой дорожке и аллеям парка проложили трассу СУ. Кроме руин архитектуры советской эпохи, стадион был примечателен густым конопляным дымом, окутывавшим его тихими майскими вечерами.

И был ещё один случай, когда я использовал «нуление» в своих корыстных целях.

Идея обрести спонсора, уговорив собственного работодателя, начала воплощаться в реальность в конце 2008 – начале 2009 года. Тогда, перед решающими переговорами с руководством компании, я решил обзавестись союзником. Непосредственный начальник – Дмитрий Булгаков, путешественник и любитель экстремальных увлечений, подходил на эту роль как нельзя лучше. Но сначала его самого требовалось втянуть в мир автоспорта.

Первым шагом был грамотно построенный vip-тур на Гонку Звёзд «За Рулём 2009» с пилотом Формулы-1 Нельсоном Пике в качестве гостя. Благодаря знакомствам, можно было выбрать лучшие места на трибунах, провести в паддок, познакомить с лучшими российскими гонщиками, взять автографы, посмотреть гоночные машины вблизи. Здесь у Дмитрия родился интерес к гонкам.

Для его развития были организованы тренировки на Тушинском аэродроме. Напомню, что это была зима, снега по макушку, лёд первоклассного качества. Взяли ту же Козобродовскую «десятку», тренера – Чемпиона России по ледовым гонкам, и удовольствие было обеспечено. Здесь Дмитрий смог впервые сесть за руль боевого автомобиля и получить первые навыки гоночной езды.

Ну а следующим шагом стало «нуление» Дмитрия с женой Татьяной на ралли «Бологое Зима 2009». Об этом см. подробный отчёт в этой книге. В ралли Дмитрий был совершенно неизвестным человеком – ещё бы, он никогда в нём не участвовал. Поэтому отправить его «нулём» стало возможно только благодаря личным знакомствам с организатором.

Именно после «Бологого» Дмитрий полностью принял идею постоянного участия в ралли. Его поддержка во многом обеспечила успех на переговорах с руководством Медиа-Группы «Живи». Так родилась команда «Живи».



[1] Гера специализируется на автоспорте, но на этой гонке он был зрителем. То, что он оказался в это время в этом месте – необыкновенная удача.

[2] Позже выяснилось, что подвела сломавшаяся шаровая опора переднего левого колеса. Без этого ничего бы не произошло.

 

Tags: Мемуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments