Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Category:

Эпоха Р3К

 

Так получилось, что большинство любительских ралли, в которых я участвовал[1], проводилось в Московском регионе. Кроме «Легенды Крыма», в других городах я был только в Костроме на ралли «Берендей 2004». А в Москве одними из самых знаменитых Р3К были гонки серии «Каникулы»: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».

О, это были настоящие соревнования! В 2004 году «Каникулы» были, пожалуй, самыми экстремальными, самыми сложными и самыми популярными любительскими ралли. Их бессменными организаторами являются Елена и Леонид Форафонтовы, с которыми я познакомился на «Легенде Крыма». 60-70 экипажей на старте «Каникул» в те годы было нормальным явлением. «Каникулы» сочетали в себе как быстрые допы, интересные для пилотов, так и головоломные, интересные для штурманов.

Изюминкой «Каникул» было покрытие дорог: зимой – снег и лёд, летом – «широкие и ровные грейдеры»[2]. Найти такие дороги, щадящие для неподготовленных семейных автомобилей участников, всегда было непростой задачей.

Теоретически, для любительских ралли подойдёт почти любая дорога. Но на самом деле, чтобы соревнование прошло успешно и без осложнений, требований предъявлялось довольно много:

-        Трасса ралли должна избегать дорог с оживлённым движением, тем более пробок. По этой причине, по возможности, обходились населённые пункты. Дополнительные соревнования вообще стремились проводить в пустынных местах, с минимумом посторонних машин. Также нежелательны были ж/д переезды и светофоры.

-        Дорожки, по возможности, не должны быть тупиковыми, чтобы не направлять канал участников навстречу самому себе.

-        Покрытие дорог должно быть достаточно ровным для комфортной езды на обычных легковых машинах и в любую погоду. Скрепя сердце, организаторы иногда допускали участки с ямами и колдобинами, но только если это было совершенно неизбежно. Такие места помечались в Дорожной книге как «ХД»[3]. Иногда, правда, случались форс-мажорные обстоятельства, например, внезапный ремонт дороги на трассе ралли или снежные заносы, в которых застревали даже тракторы. Но организатор с помощью расторопного открывающего экипажа и бюллетеней мог решить эту проблему: отменить доп или направить канал в объезд.

-        Конфигурация дорог должна быть интересной. Причём всё зависит от характера самого соревнования. Это может быть извилистая дорога для быстроходных допов, или с множеством запутанных позиций и развилок для «покупок»[4], или с ясными и наглядными позициями для учебных ралли.

В Московском регионе и так мало дорог, пригодных для Р3К. Слишком густонаселённый регион, слишком большой трафик. Однако есть два района, где проводились самые памятные для меня «Каникулы».

Первый – это стык Московской, Ярославской и Владимирской областей, те самые «ровные и широкие грейдера» в районе села Константиново Сергиево-Посадского района Московской области. Действительно, ровные и широкие дороги, покрытые мелкой щебёнкой, проложенные по поймам рек, через болота и чащи лесов. На них проводились летние и осенние «Каникулы». Сейчас я понимаю, что поворотов (в раллийном смысле) на них почти нет, но тогда они казались лучшими в мире спецучастками. На эти дорожки в Константиново мы выезжали целыми компаниями на тренировки и шашлыки, пытались записывать стенограммы для будущих соревнований. Для удобства тренировок, мы организовывали псевдо-перекрытие: ставили по машине с рацией в каждом конце дороги. Также рацию имел экипаж, который «валил». В случае появления какого-нибудь дачника, мы могли попросить его подождать две минуты или предупредить своего друга по рации.

Края эти – малолюдные и охотничьи, поэтому организатор заранее предупреждал о... птицах на дороге! Грачи, цапли, а ночью – совы были достаточно больших размеров для серьёзного столкновения. Да и птиц жалко. Поэтому их распугивали сигналами клаксона.

Другой особенностью была сильная пыль, которую поднимали раллисты. Пыль дополнительно уплотнялась туманом, нередким в этих местах. В случае ночной секции (а это одна из любимейших «фишек» на «Каникулах») ночной мрак, усиленный туманом и пылью, становился совершенно непроницаемым. Мощные фары не могли его рассеять. Как известно, предстоящая трасса в Р3К – секрет для участников. Поэтому попробуйте представить себе незнакомую дорогу, полное отсутствие видимости, а норматив, который нужно выдерживать – 85 км/ч! Это значит, что нужно ехать 110-120 км/ч, чтобы достичь такой средней скорости при неизбежных торможениях!

Выходов было два: либо проявить «умение проигрывать» и двигаться с безопасной скоростью, либо выполнять норматив, невзирая на последствия. Второе решение иногда приводило к серьёзным авариям, к счастью, без последствий для людей.

Я попробовал пойти третьим путём: готовясь к летним «Каникулам» 2005 года, поехал в Константиново и записал стенограмму той самой дорожки в обоих направлениях. Запись, конечно, получилась совершенно детская, но, по крайней мере, указывала направление поворотов. Правда, это совершенно не помешало ночью, в пыли и тумане испугаться лужи на дороге и улететь на полной скорости в придорожную траву. К счастью, в этом месте дорога проходила не по насыпи, которая достигает трёх метров в высоту. Зато в кромешной темноте совершенно невозможно было понять, где мы, а где дорога. Только следующий за нами участник высветил её место. Мы вернулись на трассу и продолжили гонку.

А в первый раз, на летних «Каникулах» 2004 года, я не умел справляться заносами и поэтому улетел в кювет, к счастью мягко. Но выбраться своими силами не было никакой возможности. К счастью, один из экипажей, ехавших за нами (номер 20), увидев нас, остановился, зацепил тросом и вытащил обратно на дорогу. А ведь это всё в режиме РД, когда дорога каждая секунда[5]!

Другой знаменательный район, где проводились в основном зимние и весенние «Каникулы» – это Шаховский район Московской области и местность около Волоколамска. Как сейчас помню «Весенние Каникулы 2005». Это была середина марта, но стоял мороз и свирепствовала сильная метель! Дороги перемело! Тяжёлая техника не успевала расчищать проезд, как его тут же заметало снова. Сугробы достигали двухметровой высоты. Днём было темно, как в сумерках. Небо, поля и дороги были белого цвета, и водители ничего не видели в сплошной белой пелене.

Это были одни из самых тяжёлых для меня гонок в то время: «Каникулы Лето 2004» и «Каникулы Весна 2005»[6]. Трасса летних «Каникул» составляла почти 500 км и вся приходилась на ночное время, а весенние «Каникулы» вымотали из-за борьбы со снегом. Несмотря на то, что у меня были зверские зимние шины «Снежинка»[7], избежать приключений не удалось. На одном РД со средней 85 км/ч[8] я всё-таки зацепил передним колесом целину, машину развернуло поперёк дороги и вышвырнуло в сугроб. Думал – перевернётся. Штурман тут же выскочил на улицу: во-первых, показывать «треугольник», во-вторых, посмотреть, как выбраться обратно на дорогу[9]. Спаслись самостоятельно. Через пару километров от этого места снова неудача: не увидев в белой мгле белого поворота на белую дорогу, уткнулся капотом в сугроб. На этот раз выручили «овощи»[10], которые толпились в этом месте. На другом РД, проходившем по лесной дороге, был такой глубокий снег и такая разбитая колея, что мы с трудом держали скорость 40 км/ч, не смея остановиться, иначе бы не тронулись с места[11]. Поэтому пришлось проехать мимо множества забуксовавших коллег, не оказав им помощи. Какие-то допы вообще были отменены, так как проехать по ним было невозможно. После этой гонки с метелью я спал как убитый, и даже пропустил подведение результатов и награждение.

Ещё одно место, очень популярное в среде Р3К – это развязка Новорижского шоссе с «Первой бетонкой» (Малое московское кольцо). Редкое ралли отказывало себе в удовольствии запутать участников в сложной схеме этой развязки! Причём ошибка выводила на шоссе, где разворот и возвращение возможны ой как нескоро! Обычно замысел организаторов сводился к задаче на ориентирование, но на одних из «Каникул» этот участок входил в РД со средней скоростью 85 км/ч! Несмотря на бешеную езду участников с визгом колёс и заносами, этот норматив был совершенно невыполним.

Стоит также упомянуть быстрые дорожки в районе Рогачёвского шоссе, гравийные летом и снежные зимой, например, известный доп «Пламя – Бородино». Знаменитый асфальтовый доп «Тараканово», начинающийся недалеко от Солнечногорска. Нельзя не вспомнить Дмитровский автополигон НИЦИАМТ, куда меня неоднократно заводили вопросы организации соревнований, а также Дмитровский автодром с памятником БРДМ, где я участвовал в первом в жизни прологе. В этот список может попасть ещё огромное количество дорог разных регионов, но нет времени – надо спешить дальше.

Моим бессменным штурманом в Р3К был Алексей Кузьмич. Нас познакомили друзья, когда я искал себе штурмана. На тот момент у меня было в активе одно Р3К, у Алекса – ни одного. А сейчас он – мастер спорта, многократный победитель в ралли-рейдах и участник международных ралли-рейдов «Дакар». Все расходы на участие в соревнованиях мы делили пополам[12]. А сколько вместе преодолено трудностей и километров трасс, сколько выпито водки!

На этих соревнованиях окрепла дружба со спортсменами, знакомыми по «Легенде Крыма». Появилось и множество новых друзей. Вообще, любительские ралли несли в себе не только атмосферу праздника, но и хороший товарищеский дух. Р3К было не только знаменательным событием в твоей жизни, очередным соревнованием. Это всегда было встречей друзей и единомышленников. Дружеская помощь в ходе соревнования – советом, инструментом, запчастью или работой – была совершенно нормальным явлением. Постепенно это распространилось и на «гражданскую» жизнь. Мы ходили друг к другу в гости, ездили на шашлыки и тренировки, вместе чинили свои машины и готовились к соревнованиям. Сейчас такое трудно себе представить, а несколько лет назад Костя Мотовилов запросто мог приехать ко мне в выходные, чтобы во дворе[13] возиться с подключением датчика скорости к ноутбуку.

Вместе с самыми лучшими друзьями мы стали выступать в любительских соревнованиях как одна команда. Название выбрали себе «Легенда Крыма», в память о ралли, на котором мы познакомились. В команде принимали участие: Костя Мотовилов и Сергей Козобродов, Сергей Салов и Павел Лисенков, Марина Алексеева и Ольга «Старче», Елена Винке, Григорий Медведев и Алексей Кузьмич. В 2005 году команда «Легенда Крыма» заняла 3-е место в Кубке Российской Автомобильной Федерации по Р3К.

Остаётся вспомнить ещё несколько соревнований.

Ралли «Берендей 2004», первое моё иногороднее ралли с торжественным стартом в центре города Кострома. Ралли «МАДИ 2004», соревнование с очень давней историей, первую скрипку в котором играют выпускники МАДИ. На нём традиционно применялся запрет на штурманские компьютеры (кроме измерения расстояния). А на РД часто использовались математические головоломки, например: «85 процентов от ПДД», «ПДД минус 5 км/ч» и тому подобное. И, наконец, ралли «Московский Рубеж 2005» – скорее не ралли, а ралли рейд: 600 километров «слепых[14]» позиций, ночью, в бесснежном, но холодном декабре. Именно на этой гонке разбился мой верный ИЖ. Но доблестный Костя Мотовилов в 4 часа утра проделал путь 200 км из Москвы и отбуксировал нас домой. Юля, тогда ещё его невеста, наблюдая нашу борьбу за движение ИЖа[15], высказалась в том духе, что впервые нас увидела в такой сложной обстановке и рада, что мы не унывали, и в каждый момент, не сговариваясь, знали, что делать[16]. В будущем эта характеристика подтвердилась ещё не раз.

С тех пор не люблю межсезонные ралли.

Обязательно нужно сказать, что на тот момент я всего три года был за рулём. Как большинство участников любительских ралли, не умел толком водить, не говоря уж о каких-то контраварийных приёмах. Об управляемых заносах и скольжениях мы подслушивали обрывки сведений у старших товарищей – «боевиков». Приёмам вождения учились на собственном опыте или ночью на площадках около гипермаркетов[17]. Иногда известный кольцевик Эмиль Сильдос устраивал для таких, как я, тренировки на ледовой трассе в Игумново[18]. Полная самоорганизация, но там можно было бесплатно получить мастер-класс от известных раллистов.

Кроме того, участники Р3К часто попадались на одну удочку, называемую «валиловом». Заблудившись по Дорожной книге или иным образом опаздывая на очередной судейский пункт, экипаж стремился догнать упущенное время с помощью большой скорости. Ошибки экипажа, ошибки организатора в расчётах времени движения, жесткие нормативы соревнований, а также желание полихачить порождали гонки по неперекрытым дорогам, среди гражданских грузовиков и легковушек. Обгоны по обочинам, проезд на красный свет, лихие перестроения в плотном потоке, не говоря о простом превышении скорости, разнообразили любительские ралли, хотя их цель – заставить участников уважать и соблюдать ПДД. Кто не разбивал при этом автомобиль, тот приобретал некоторые навыки экстремальной (в прямом смысле) езды.

Нужно ли удивляться, что любительские ралли были характерны довольно значительным числом вылетов с дороги? Поэтому и на тренировках, и на соревнованиях (особенно на «Каникулах») вместе с «метлой»[19] обязательно ехал большой джип с длинным тросом – выдёргивать убравшихся участников. Причём сами участники, в отличие от нормальных людей, относились к своему вылету как к части праздника или как к увлекательному приключению. Ну и что с того, что сломалась какая-то деталь и добавилось царапин! Автомобиль на Р3К – это тема отдельного разговора.



[1] В Р3К я выступал пилотом на своём автомобиле ИЖ-2126-030 «Ода».

[2] Вошедшее в историю выражение из регламента летних «Каникул».

[3] Раллийное обозначение очень плохой дороги.

[4] Р3Кшное название для задумок организаторов ралли, призванных поймать участников на невнимательности.

[5] На самом деле, по букве и духу правил, мы не должны были мешать другим экипажам выполнять свой норматив. Буксировка в тех условиях вообще представляла опасность, как для других экипажей, так и для нас и нашего спасителя. Нам следовало прекратить борьбу и сдать контрольную карту закрывающему экипажу, «метле». Он бы и помог выбраться из кювета. Но нас со штурманом обуял страх досрочно закончить свою первую в жизни гонку, и мы особенно не задумывались. За это и получили после гонки втык от организаторов. С тех пор не устаю повторять всем Правила безопасности на ралли.

[6] «Нулями» на этом ралли был экипаж Василия Погостина, известного клубника и обладателя таких редких для ралли автомобилей, как «Волга» ГАЗ-3110 и ВАЗ-21099. Ассистировал ему Сергей Салов, известный как в Р3К, так и в Клубе, и в «Легенде Крыма». Его авторству принадлежит несколько песен об Р3К и о ралли «Голубые Озёра». В тот раз оба гонщика были изрядно навеселе!

[7] Советские снеговые узкие шины. Неимоверно тяжёлые, «дубовые», но по рыхлому снегу они «гребли». К тому же, умельцы снабдили их огромным количеством «грузовых» шипов высотой 1,5 мм. Эта конструкция позволяла не буксовать заднеприводному и неудачно сконструированному ИЖу, но на ровной дороге больше 100 км/ч она не разгонялась.

[8] Любимый норматив РД на «Каникулах».

[9] Сказался опыт первых «Каникул».

[10] Так в раллийной среде называются болельщики.

[11] Заднеприводная «Ода» характеризовалась переоблегчённой кормой и поэтому легко «садилась». Шутили, что для надёжного сцепления с дорогой нужно класть в багажник два мешка картошки.

[12] Подробнее об этом см. «Комментарий к статистике».

[13] Гаражей у нас не было.

[14] Позиции в Дорожной Книге без указания расстояния.

[15] У автомобиля была разбита правая передняя часть, погнут правый рычаг. Сцепление не работало. Бензин кончился, и мотор встал. Греться можно было только песнями. «Метла» предложила оставить нам водки. Хорошо, что не взяли, потому что на обратном пути нас проверял каждый пост ГИБДД. Правое переднее колесо встало криво и упёрлось в крыло. Двигаться прямо получалось с трудом. Резина на правом переднем колесе очень быстро стиралась в лохмотья. Поэтому колёса приходилось менять, пока не иссяк их запас. После этого машина ехала на голом диске, шумно, но довольно быстро.

[16] См. приложение «Жёны на ралли».

[17] Других свободных площадок в Москве уже не осталось – всё заняли автошколы.

[18] 150 км от Москвы!

[19] «Метла» – слэнговое название специального судейского экипажа, двигающегося после боевого канала спортивных машин.

 

Tags: Мемуары
Subscribe

  • "Мы привыкли отдыхать на море".

    В феврале 2020 г. три дня были выходными: 22, 23 и 24 февраля. И решено было съездить с детьми на море - в Кронштадт. В нашем детстве…

  • В Заполярье за зимой

    03.01.2020 - 07.01.2020, маршрут Москва - Мурманск - Москва через М11 и Е105. 4000 км, 4 дня в пути. Это одна из тех поездок, которые…

  • Учебно-тренировочное ралли 21.09.2019 г.

    Награждение на УТМ (это не соревнование, поэтому не за победу, а за успехи). Точнее, учебно-тренировочное мероприятие. Состояло оно из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments