Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Итоги любительских ралли

Что ж, любительские ралли для меня стали историей. Однако сейчас они вспоминаются, как одна из самых светлых страниц во всей жизни.

Наши выступления в команде «Легенда Крыма» вообще можно назвать лучшим временем в автоспорте. Пускай это были любительские соревнования на простеньких автомобилях. Зато они были наполнены верной и бескорыстной дружбой, поездками, приключениями, и пусть маленькими, но достижениями и победами. Вспоминая это время сейчас, с уверенностью могу сказать, что тогда мы все чувствовали себя по-настоящему свободными и счастливыми.

С прикладной точки зрения, Р3К очень быстро учит многим вещам, нужным и правильным в гражданском дорожном движении, а не только в спорте:

-        Прежде всего, пристёгиваться в автомобиле;

-        Правильной посадке, положению рук и ног;

-        Надёжному креплению грузов в машине, ничего не класть на торпеду и полку заднего стекла;

-        Проверять перед поездкой уровень жидкостей в двигателе, давление и крепление колёс, крепление аккумулятора, проводов и шлангов, лампочки;

-        Прогревать мотор перед началом движения;

-        Всегда включать ближний свет фар;

-        Аккуратному управлению автомобилем и предвидению дорожных ситуаций;

-        Назубок знать Правила дорожного движения;

-        Не ездить на нейтральной передаче, тормозить двигателем;

-        Не теряться в сложных ситуациях, выходить из них своими силами, устранять препятствия подручными средствами и продолжать движение;

-        Пользоваться раллийной терминологией при описании дороги, например «упор», «штаны», «дыра», «крест», «рюмка», «гайка»[1] и т.д.;

-        Поддерживать высокую среднюю скорость в пути;

-        Ценить время и не терять его понапрасну;

-        Навыкам ремонта автомобиля;

-        Дисциплине и организованности.

Всё это делает повседневную езду намного более безопасной и грамотной. Не даром полковник милиции Владимир Васильев из ГИБДД МО, мастер спорта по ралли, считает, что чем больше людей занимается автоспортом, тем безопаснее будет на дорогах.

В субъективном смысле, ралли дало мне мощнейший импульс и осмысленную цель жизни, которой в тот момент явно не хватало. С появлением цели появились силы и средства на её достижение. Жизнь стала полной, насыщенной и разнообразной. Человек изменился.

В принципе, в ралли приходит много людей, но остаются только самые увлечённые. Ралли – это своего рода фанатизм, аддикция, от которой не хочется избавляться. Кто-то сравнивает ралли с курением: втянуться легко, а бросить практически невозможно. Ралли изменяет и наполняет жизнь человека особенным смыслом и вкусом: человек начинает жить, думать и чувствовать, как раллист.

Однако, ни одно увлечение так не изменяет человека, как ралли. Известно, что настоящих профессионалов (врачей, учителей, учёных, военнослужащих, моряков, спортсменов и т.д.) не «учат», а «воспитывают». Такой человек немыслим в отрыве от своей профессии. То же происходит с людьми и в ралли. Автоспорт настолько глубоко въедается в их жизнь, что, даже отойдя от активных выступлений, они мыслят, чувствуют и поступают, как раллисты.

В мире полно и других технических видов отдыха: авто-мототехника, внедорожный транспорт, лёгкие летательные аппараты, разноразмерные суда, и т.д. и т.п. Но, судя по отношению участников, это именно отдых, развлечение, после чего человек возвращается к тому занятию, которое по-настоящему «его» (юрист, бизнесмен, бухгалтер, преподаватель, журналист и даже раллист).

Конечно, есть среди них настоящие фанатики, и все таких знают. Но, во-первых, их единицы, а одна ласточка весны не делает. А во-вторых, если покопаться в биографии этих фанатиков, чаще всего окажется, что они в своё время серьёзно занимались этим спортом! Таким образом, вопрос гораздо глубже и серьёзнее.

У автоспорта гораздо более глубокое, стойкое и длительное влияние, чем у любого увлечения – по себе знаю. И, как профессионал всегда превосходит любителя, так и настоящий раллист (спортсмен, учитель, офицер, писатель...) степенью увлечённости превосходит обычного человека. Ралли в этом смысле ближе не к хобби, а к профессиям, воспитывающим характеры[2].

Каждый участник ралли осознавал своё отличие от других увлекающихся. Ведь помимо всего прочего, ралли, даже Р3К – это настоящий спорт, со всеми официальными и государственными атрибутами. Именно в любительских ралли мне присвоили первый спортивный разряд, а Константину – звание кандидата в мастера спорта.

Поэтому все мы остро переживали, что наш спорт не привлекает внимание широкой публики и не освещается в средствах массовой информации. Как так, ведь это такая доступная для всех дисциплина, польза которой очевидна! Но СМИ мусолили «форматные» темы, дорогие тачки, в лучшем случае – нелегальные уличные гонки. Усилия журналистов-Р3Кшников – Никиты Гудкова, Ивана Есина, Никиты Котровского и других – были каплей в море. Тема Р3К появлялась на страницах журналов и экранах ТВ считанное количество раз, и дальше «заполняемости полос»[3] дело не продвинулось.

А ведь участники Р3К мечтали не только о личном успехе. Как настоящим энтузиастам этого спорта, им снилось его широкое и массовое признание, тысячи участников, сотни городов, печатные и телевизионные СМИ, поддержка властей, интерес спонсоров... Но на самом деле, мало кто знал о ралли вообще, а об Р3К в особенности. Уговорить местные власти разрешить проведение ралли, даже самого скромного, всегда было проблемой. Рядовые жители в лучшем случае выражали лёгкое любопытство, а в худшем – неприязнь. Бывало всякое. Во многих Дорожных книгах встречались предупреждения «не рычать» двигателями в некоторых населенных пунктах, чтобы не злить аборигенов. А в других «населёнках», наоборот, люди махали руками участникам. «Цветы и камни в нас кидали» – поётся в песне Сергея Салова.

А кроме этого – постоянные финансовые проблемы участников. При всей дешевизне Р3К[4], найти даже такие скромные деньги было тяжело. «Мы этот день как праздник ждём – мы деньги копим и не пьём» – такими словами начинается песня Сергея Салова про Р3К. Всем известно, что результатов в спорте невозможно достичь без таких черт характера, как настойчивость, упорство, целеустремлённость, воля. Победа даётся только тем, кто добивается её упорным трудом, невзирая на препятствия, неудачи, поражения, обстоятельства. Все эти качества требовались на каждой гонке. Но в период подготовки к соревнованиям они были нужны в сто раз больше. К числу препятствий добавлялись не только технические и организационные трудности, но и проблемы на работе, ссоры в семье, самоограничение во всём, бесконечные долги. Каждый из нас постоянно чувствовал в глубине души боль от того, что он мог бы сделать намного больше, но на это нет денег. Чёрствая рыночная действительность равнодушна к творческим и спортивным способностям простых людей.

Но тот, кто презрел все трудности[5], сумел добиться ощутимых результатов. Очень многие спортсмены, начинавшие в любительских соревнованиях, продолжили карьеру в боевых ралли и стали призёрами и обладателями высших спортивных наград страны.



[1] Т-образный перекрёсток, развилка, примыкание, перекрёсток, знак «Уступи дорогу», знак «STOP». Всё это гораздо лаконичнее и точнее описывает дорогу, чем что-либо другое в русском языке.

[2] Отмечу, что сознательно выбрал автоспорт своим увлечением. И никогда не жалел об этом.

[3] Это когда у СМИ не хватает сенсационных или злободневных тем, и они начинают «заполнять полосы», то есть публиковать практически всё подряд, лишь бы не сокращать формат.

[4] См. «Комментарий к статистике».

[5] Например, на одной гонке был совсем больной и колол себе лекарства прямо в машине, через одежду. В другой раз поехал судить на зимнее «Пено» с открытой раной в боку.

Tags: Мемуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments