Gregor (kpkc) wrote,
Gregor
kpkc

Ещё один бестолковый кусочек.

Написал маленький раздел - достаточно беспредметный, но совершенно необходимый, т.к. мемуары расчитаны на людей, не разбирающихся в раллях. Он будет во вводной части, предваряющей рассказы о конкретных гонках. В какой-то степени он объясняет происходящее в этих рассказах. Предвидя критику, замечу, что мемуары - не научный труд для специалистов, не учебник и не справочник, а беллетристика, занимательное чтение для детишек и родственников. Однако, конструктивным замечениям буду рад.

 

Как проводится ралли.

Если говорить о классифицируемых соревнованиях, то их организаторы заранее, ещё в предшествующем году, подают документы в РАФ[1], чтобы их гонку включили в общероссийский календарь на следующий год. Таким образом, спортсмены заранее знают, какие гонки будут проводиться, где и в какие сроки, и могут заблаговременно планировать свой гоночный сезон.

Для спортсмена конкретное соревнование начинается с подачи заявки на участие. Для этого он должен ознакомиться с регламентом соревнования, опубликованным организатором (обычно в интернет на сайте ралли), в указанные в нём сроки направить заявку на официальный адрес организатора и оплатить стартовый взнос[2].

В том же регламенте установлена программа ралли и мероприятия, на которые члены экипажа обязаны явиться: административные и технические проверки, ознакомление с трассой, церемония торжественного открытия ралли, др. Эти мероприятия проводятся в дни, предшествующие самому соревнованию.

На основе этой информации гонщики планируют всю поездку: выезд к месту соревнования, возвращение домой, перевозку гоночной техники, проживание, передвижение в каждый из дней. График бывает расписан по минутам. Программа действий в эти дни очень насыщенна, поэтому спортсмен должен хорошо уметь планировать своё время, чтобы успеть отдохнуть перед соревнованием. Большое значение имеет умение действовать в команде, так как каждый экипаж – это не только пилот и штурман, но и их автомобиль, механики, другие люди, помогающие им, а также технички[3], автовозы, машины ознакомления и другое имущество.

В строго определённое время, установленное регламентом, спортсмены или представители команд должны предъявить документы гонщиков и их автомобилей на административную проверку, а сам гоночный автомобиль и экипировку гонщиков – на проверку техническую. В случае неявки на проверку или какого-либо несоответствия нормативным документам, экипаж не будет допущен к старту, поэтому каждая проверка – как экзамен. На проверках основной упор делается на соблюдение требований безопасности, потому что никакие спортивные достижения не могут быть важнее жизни и здоровья людей.

В таком же порядке, по расписанию, проводится ознакомление с трассой ралли, чтобы экипажи могли записать стенограмму скоростных участков. Причём это является обязанностью гонщиков, иначе они не будут допущены к соревнованию. Это – тоже мера безопасности, записанная, увы, кровью[4].

Много лет назад для ознакомления с трассой давалось несколько дней. Но это привело к тому, что спортсмены устраивали самовольные тренировки на трассе, а это было, во-первых, небезопасно, так как дороги при ознакомлении и тогда не закрывались для обычного движения, а во-вторых, неспортивно и нечестно по отношению к другим спортсменам. В наше время для ознакомления с трассой даётся всего несколько часов и ограниченное количество проездов. Все водители при ознакомлении обязаны соблюдать ПДД. Но, к сожалению, это не до конца устранило лихачество некоторых безответственных гонщиков.

В программе многих соревнований предусматривается тестовый участок. Это мероприятие добровольное. Его цель – дать пилотам возможность сделать финальные настройки автомобиля перед гонкой. Каждый экипаж или команда сами решают необходимость этого теста для себя.

Очень часто вечером накануне ралли устраивается церемония торжественного открытия соревнования. Она проводится для местного населения, для СМИ и для спонсоров и является частью автоспортивного праздника. Поэтому оба члена экипажа обязаны явиться в своей спортивной экипировке. Гоночные автомобили выстраивают в ряд, допускают к ним зрителей, а потом устраивают их проезд через арку с представлением экипажей. Часто церемонию сопровождает концерт и салют. Для города, который принимает у себя соревнование, это большое событие.

 

Торжественное открытие ралли «Псков». Фото Андрея Фомченкова.

 

Бывает ещё такое мероприятие, как пролог. Сейчас его редко встретишь, а раньше оно довольно широко использовалось для определения порядка старта экипажей. В зачёт результат пролога не шёл. От него можно было отказаться, но тогда экипаж стартовал последним. В наши дни порядок старта определяется по-другому, а пролог заменил ССУ – «супер-специальный участок»: парная гонка, спринт или городской СУ, проводимый специально для зрительской аудитории.

Само соревнование проводится в отдельный день. В международных гонках нередок двух- или трёхдневный формат гонок. День начинается с постановки гоночных автомобилей в закрытый парк, откуда они будут выезжать на трассу ралли. Если закрытый парк не применяется, экипажи могут явиться на первый судейский пункт маршрута согласно расписания, которое установлено в маршрутном листе ралли.

На трассу ралли экипажи стартуют в соответствии с порядком старта, который публикуется организатором ралли накануне вечером. До рёва моторов и диких скоростей пока ещё далеко. Спецучастки являются лишь частью маршрута ралли, зачастую даже ме΄ньшей. Если общая протяжённость спецучастков составляет 80-100 км, редко больше 120, да и то – только в многодневных ралли, то дистанция всего маршрута ралли может быть 300-400 км. В маршрут ралли входят перегоны («секторы связи», «лиазоны», «доезды») между спецучастками, местами старта, финиша, сервиса и регруппинга по обычным дорогам общего пользования. Здесь спортивная борьба не прекращается, но переходит в свою незаметную, «обиходную» фазу: каждому экипажу необходимо не нарушить расписание и прибыть вовремя на каждый контрольный пункт, не нарушить правила дорожного движения, избежать поломок техники. Так что сначала гонщики выезжают на трассу тихо.

Эффектные старты происходят лишь на спецучастках, которые заранее перекрываются службами дистанции и милицией для всякого постороннего движения. Здесь экипажи могут ехать без ограничения скорости, используя всю ширину дороги, бороться за победу. Спецучастки сменяются секторами связи, следуют один за другим и образуют «секцию», или «круг», которых в гонке может быть несколько. А между секциями предусмотрены перерывы, в течение которых тоже происходит немало интересного.

Сначала экипажи прибывают в Парк Сервиса, где им даётся время на приведение в порядок своего автомобиля. Здесь уже успели расположиться механики, которые подогнали сюда технички, расставили шатры, разложили инструменты. На сервис даётся, как правило, 20 минут. Дольше бывает только в НГС ККР. Двадцатиминутный сервис – это «спецучасток» для механиков, их битва за победу гоночного экипажа, потому что часто гоночные автомобили приходят к ним сильно повреждёнными в бою за приз, и механики должны сделать всё, чтобы усилия экипажа не пропали даром. Все видели по телевизору секундные пит-стопы в гонках Формулы-1. Здесь – похожая по скорости и напряжённости работа. В раллийной среде мало кого удивляют истории о замене в течение 20-ти минут коробки передач, сцеплений, приводов, задних балок, выпрямления кузовных деталей. Это считается обычной работой. Но если вспомнить, что в гражданском автосервисе на такие операции уходит по нескольку часов в условиях тёплого и светлого бокса, на машине, высоко поднятой на подъёмник, то станет ясно, что это настоящий подвиг, потому что на гонке механик лежит под машиной и делает такую же работу за считанные минуты, под открытым небом, в любую погоду.

После сервиса автомобили ставятся в Закрытый парк регруппинга (если он предусмотрен), и организатор определяет новый порядок старта в зависимости от результатов первой секции[5]. Пока пилоты и механики отдыхают, у штабного автомобиля толпятся штурманы в ожидании публикации документов на табло информации.

Когда настаёт нужная минута, экипажи садятся в свои автомобили, заводят моторы и снова выезжают на трассу ралли. И, когда пройден последний спецучасток, приходит черёд финальных километров дистанции: заключительный сервис, финишный судейский пункт (проезд через который часто обставляется торжественно), постановка машин в Закрытый Парк.

Теперь наступает время подведения результатов. Сначала, в предусмотренное расписанием время, на официальное табло вывешиваются предварительные результаты. Экипажам даётся 30 минут, чтобы ознакомиться с ними и, в случае необходимости, подать заявления и протесты. Они должны быть рассмотрены коллегией спортивных комиссаров в течение этих же 30-ти минут. По истечении отпущенного времени, никакие обращения от спортсменов больше не принимаются и публикуются окончательные результаты соревнования. После этого начинается торжественная церемония награждения победителей, которая тоже, как правило, сопровождается праздничной программой.

В наше время обработка результатов на ралли происходит очень быстро, в режиме он-лайн, фактически – сразу, как только экипаж пересекает финишный створ спецучастка. К результатам сразу же получают доступ зрители, а также опытные участники – через интернет, sms-рассылки и даже местное радио. Поэтому победители ралли во всех зачётах становятся известны ещё до того, как их автомобиль встанет на финишный подиум. Так что в наши дни стало возможным проводить награждение сразу же по прибытии экипажей в Закрытый Парк, чтобы не заставлять ждать собравшихся зрителей.

Но ралли ещё не закончилось. Автомобили победителей из Закрытого Парка направляются для углублённых технических проверок – не завоёвана ли победа нечестным путём. Затем следует команда руководителя гонки на роспуск Закрытого Парка.

Экипажи или их механики забирают автомобили, грузят их на автовозы и отправляют домой. Затем все имеют время отдыхать, чтобы уже скоро самим отправиться в обратный путь – домой, к семьям, анализировать соревнование, уже ставшее историей, и готовиться к новым раллийным битвам.



[1] Российская Автомобильная Федерация.

[2] Повторюсь, что не буду рассказывать здесь о работе организаторов ралли. Это требует отдельного тома. Но не нужно забывать, что спортсмены приезжают в соревновательную среду, полностью подготовленную для них огромным трудом организатора.

[3] Грузовички или микроавтобусы технического сопровождения и ремонта.

[4] Раньше ознакомление не было обязательным. Многие ралли проводятся из года в год по одним и тем же дорогам, и некоторые экипажи не утруждали себя прописью трассы, используя прошлогоднюю стенограмму. Но это – грубая ошибка, так как дорога могла измениться. И в случае изменений, такие экипажи попадали в аварии. После одного смертельного исхода (ралли Сестрорецк-2006), ознакомление сделали обязательным.

[5] Это и есть регруппинг.

 

Tags: Мемуары, Писание мемуаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments